История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Маркетинг

Практическая реализация маркетинга

В своей практической деятельности маркетинг используют многие фирмы разных стран мира. Его чаще применяют фирмы, производящие потребительские товары, нежели фирмы, изготовляющие продукцию производственного назначения. Более полно реализуют маркетинг крупные фирмы.

Если первоначально маркетинг использовали в основном фирмы, осуществляющие коммерческую деятельность, то в последние годы широкое распространение получила его реализация в сфере некоммерческой деятельности (театры, музеи, церкви, университеты, симфонические оркестры).

Рассматривая очередность реализации концепции маркетинга в отдельных областях человеческой деятельности, следует отметить, что первоначально наиболее широко ее использовали фирмы, изготовляющие фасованные потребительские товары, а также товары длительного пользования. Затем концепцию маркетинга стали использовать изготовители промышленного оборудования.

В последующем концепция маркетинга была реализована авиакомпаниями, банками, страховыми и брокерскими конторами. В настоящее время маркетинг широко используют в своей практической деятельности адвокаты, врачи, архитекторы, колледжи, театры, музеи и т. д. (рис. 1.15).

Что касается Республики Беларусь, то в последние годы многие предприятия и организации довольно успешно реализуют отдельные элементы концепции маркетинга. Определенную помощь в этом им оказывает целый ряд созданных в республике специализированных маркетинговых фирм. Вместе с тем еще нельзя утверждать, что все фирмы в полной мере реализуют концепцию маркетинга.

Маркетинг в отдельных сферах деятельности

Из изложенного видно, что концепция маркетинга получила распространение во многих областях деятельности. С учетом того, в какой именно области деятельность осуществляется, стали говорить о промышленном маркетинге, маркетинге услуг, торговом маркетинге, туристическом маркетинге, социальном маркетинге и т. д. Конечно, в каждом таком случае имеется своя специфика в реализации концепции маркетинга. Однако во всех случаях нужно выявить имеющиеся потребности и обеспечить удовлетворение их наиболее эффективными способами. При этом в зависимости от того, какие каналы распределения и какого уровня участвуют в доведении товара от продавца к покупателю, выделяют прямой и многоуровневый маркетинг.

Прямой и многоуровневый маркетинг

Прямой маркетинг имеет место тогда, когда продавец, прибегая к помощи современных средств массовой информации, сам осуществляет продажу своих товаров.

Фирма, использующая многоуровневый маркетинг, подбирает независимых распространителей товара в ключевых сегментах рынка и оказывает им содействие в его распространении.

Использование маркетинга в республике Беларусь

В последние годы в республике многие предприятия и организации довольно успешно реализуют отдельные элементы концепции маркетинга. Это прежде всего такие крупные предприятия, как АО Минский тракторный завод, АО Минский автомобильный завод и др. Особо следует отметить опыт использования маркетинга АО Минский автомобильный завод. Здесь создана специальная служба управления маркетингом и, по существу, каждый изготовленный автомобиль имеет заранее известного покупателя, что позволяет учесть все запросы потребителей и изготовлять такие автомобили, которые наиболее полно У довлетворяют потребности каждого конкретного потребителя. По существу АО Минский автомобильный завод работает по отдельности с каждым своим клиентом, зная его нужды и потребности и удовлетворяя их наилучшим образом, чем это делают его конкуренты.

Определенную помощь в реализации маркетинга предприятиям и организациям республики оказывают как созданные в Беларуси, так и за рубежом специализированные маркетинговые фирмы. Вместе с тем еще предстоит много сделать, чтобы обеспечить должный уровень реализации маркетинга фирмами различных отраслей и сфер деятельности. Важная роль в решении этой задачи принадлежит подготовке высококвалифицированных специалистов-маркетологов , способных решать существующие проблемы.