История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Маркетинг

Защита прав потребителей

Покупатель, приобретая те или иные товары, уверен, что они соответствуют его потребностям и имеющаяся информация об этих товарах достоверная. Однако в реальной жизни, не всегда получается так. Приобретая, например, французские духи, покупатель позже убеждается, что они являются подделкой недобросовестных предпринимателей. К сожалению, таких примеров можно привести немало, особенно в республиках бывшего СССР. Подделки можно встретить и на рынках стран с развитой рыночной экономикой. Таким образом, каждый из нас не застрахован от обмана, от вероятности приобретения некачественных товаров. А это является нарушением законных прав потребителей. Они абсолютны и неприкосновенны. Их защита предусмотрена в ряде стран законодательством и обеспечивается различными общественными организациями, в частности различными обществами защиты прав потребителей.

Организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав и обеспечение более сильного воздействия потребителей на товаропроизводителей и продавцов возникло в середине 60-х годов. Оно получило название консъюмеризм и пришло на смену другого ранее используемого понятия суверенитет потребителя. Под последним имелось в виду право и реальная возможность выбора товара, продавца, времени и места покупки в рамках имеющихся средств у покупателя.

Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 г. в США. В последующем они были развиты и нашли обобщение в разработанных в 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН Руководящих принципах для защиты интересов потребителей.

В настоящее время в мировой практике основными правами потребителей считаются следующие .

• Право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя.

• Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя).

• Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т. п., помогающее потребителю сделать разумный выбор или принять обоснованное решение.

• Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием.

• Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.

• Право на получение потребительского просвещения, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения.

• Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущих поколений.