История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Маркетинг

Цели использования маркетинга

Практическая реализация концепции маркетинга затрагивает интересы каждого из нас. Благодаря широкому использованию этой концепции, и в частности одной из основных ее составляющих - рекламы, мы узнаем о наличии множества товаров, о существовании которых не могли предположить. Это обусловило рост производства и потребления нужных потребителям товаров. Но в то же время можно привести множество примеров, когда благодаря рекламе приобретаются многие товары, которые оказываются нам совершенно не нужными.

В качестве примера можно привести довольно известные истории с фирмой МММ и другими коммерческими банками и финансовыми учреждениями, которые с помощью агрессивной рекламы смогли привлечь денежные средства многих доверчивых жителей республики. Эти фирмы благодаря различным посулам и обещаниям выманили денежные средства у населения и впоследствии не смогли их вернуть.

Таким образом, практическая реализация концепции маркетинга может иметь как позитивные, так и негативные последствия для потребителей соответствующих товаров. Поэтому, естественно, возникает вопрос, какую цель должна ставить перед собой фирма, реализующая концепцию маркетинга, чтобы потребители продукции данной фирмы получили полное удовлетворение от приобретения и потребления товаров.

Считается, что наиболее приемлемыми являются следующие четыре альтернативных ответа на поставленный вопрос:

• достижение максимально высокого уровня потребления товаров;

• обеспечение максимальной потребительской удовлетворенности;

• создание максимально широкого выбора товаров;

• максимальное повышение качества жизни (рис. 1.5).

Сторонники первого подхода считают, что реализация концепции маркетинга должна обеспечить максимально высокий уровень потребления. Тогда будет производиться много товаров, достигнет высокого уровня занятость населения и будут решены и многие социальные проблемы. Противники такого подхода считают, что не обязательно следует потреблять много товаров.

Может быть, целесообразно потреблять меньше товаров, но зато их потребление должно иметь большую потребительскую значимость. Оппоненты такого подхода утверждают, что дать оценку потребительской удовлетворенности невозможно, а потому следует обеспечить максимально широкое разнообразие товаров и дать возможность покупателю самому найти то, что наиболее соответствует его вкусу. На самом деле широкий ассортимент товаров, с одной стороны, вовсе не облегчает выбор нужных покупателю изделий, а с другой - приводит к удорожанию товаров. На это обычно и указывают противники данного подхода.

Многие считают, что реализация концепции маркетинга должна обеспечить максимальное повышение качества жизни. На их взгляд оно определяется:

• качеством, количеством, ассортиментом, ценой и доступностью товаров;

• качеством физической и культурной среды.

На наш взгляд, наиболее приемлемой целью должно быть максимальное повышение качества жизни, а средством достижения этой цели - практическая реализация концепции социально-этического маркетинга.