История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Определение относительных цен после вступления во внешнюю торговлю

Цены товаров, обмениваемых на внешнем рынке, как и цены всех прочих товаров, определяются спросом и предложением. Необходимо отметить, что для понимания относительного преимущества требуется тщательное применение техники анализа спроса и предложения. Дело в том, что в ряде случаев, таких, например, как анализ внешнеторговой политики в гл. 9-12, допустимо рассматривать спрос и предложение лишь в рамках одного рынка. Анализируя эффекты от действующих в США импортных квот на сахар, целесообразно использовать, например, подход частичного равновесия, т.е. рассматривать лишь один рынок в экономике рынок сахара. Говоря же о сравнительных преимуществах, важно иметь в виду именно взаимосвязь между разными рынками (в нашем случае рынками вина и сыра). Когда мы экспортируем только сыр в обмен на вино, а Заграница вино в обмен на сыр, было бы ошибкой рассматривать рынки сыра и вина изолированно друг от друга. Здесь требуется анализ с позиций общего равновесия, который принимает во внимание взаимосвязи двух рынков.

Один из обычных способов рассмотрения обоих рынков в их взаимосвязи состоит в использовании не физических объемов предлагаемого вина и сыра, а относительных спроса и предложения. Под этим понимается спрос либо предложение сыра в фунтах, деленное соответственно на спрос и предложение вина в галлонах. На рис. 2.3 показаны графики суммарного относительного спроса и предложения для сыра как функции относительных цен на сыр. Кривая относительного спроса обозначена

, кривая относительного предложения

. Равновесие на мировом рынке требует, чтобы относительное предложение было равно относительному спросу, в этом случае мировая относительная цена на сыр будет соответствовать точке пересечения

Ключевая особенность графиков на рис. 2.3 это необычная форма кривой относительного предложения

"ступенька" из двух горизонтальных отрезков, соединенных вертикальной линией. Когда мы поймем происхождения подобной формы кривой

, мы поймем и суть всей модели. Во-первых, кривая

показывает, что на мировом рынке сыр не будет предлагаться вовсе, если мировая цена его упадет ниже

, Чтобы понять почему, вспомним, что отечественная экономика будет специализироваться на вине, когда

Точно так же Заграница будет специализироваться на вине, когда

причем

по нашему допущению больше, чем

. Это значит, что при мировой цене ниже

никто в мире не захочет поставлять сыр на рынок. Далее, когда относительная цена сыра равна как раз

мы знаем, что отечественные работники смогут получить ту же самую оплату труда, производя как сыр, так и вино. Поэтому для отечественной экономики будет все равно, в каком соотношении производить оба товара, что даст пологий отрезок кривой предложения. Мы уже видели, что если

то отечественная экономика будет специализироваться на сыре. Пока

, зарубежная страна будет продолжать специализироваться на вине. Когда отечественная экономика специализируется целиком

на сыре, она его производит в объеме

фунтов. Точно так же, когда Заграница специализируется целиком на вине, она его производит

галлонов. Т.е. для любой относительной цены сыра между

относительное предложение сыра будет

(2.4) При

как мы знаем, иностранным производителям будет все равно, что производить сыр или вино. Это дает нам еще один пологий участок кривой. Ну и наконец, при

и отечественная, и зарубежная экономики будут специализироваться только на сыре. Никто не будет производить вино, т.е. относительное предложение сыра будет стремиться к бесконечности. Кривая относительного спроса

не требует такого подробного анализа. Убывание значений кривой

по мере роста цен отражает эффект замещения. Когда относительная цена сыра растет, потребители покупают меньше сыра и больше вина, и относительный спрос на сыр падает. Равновесная относительная цена сыра определяется точкой пересечения кривых относительного спроса и предложения. На рис. 2.3 видно, что кривая относительного спроса

пересекает кривую

в точке 1, т.е. там, где относительная цена сыра находится между внутренними ценами в обеих странах до их вступления в торговлю. В этом случае каждая страна специализируется на продукте, в изготовлении которого она имеет сравнительное преимущество: Отечество производит только сыр, Заграница только вино. Возможен, однако, и иной вариант. Если, например, вместо

графиком относительного спроса будет

, то кривые относительного спроса и предложения пересекутся на горизонтальном отрезке

. В точке 2 мировая относительная цена сыра будет

т.е. на уровне альтернативных издержек производства сыра в

отечественной экономике.

В чем же смысл этого варианта? Если для отечественного хозяйства относительная цена сыра равна альтернативным издержкам его производства, то для нас нет необходимости специализироваться на вине либо на сыре. В реальности в точке 2 наша экономика должна произвести и то, и другое; мы можем вывёстиэто из того факта, что относительное предложение сыра здесь ниже, чем оно должно быть в случае полной специализации на его производстве. В то же время поскольку

ниже альтернативных издержек производства сыра в единицах вина за рубежом, то Заграница должна целиком специализироваться на вине. Это, впрочем, подтверждает тот факт, что если страна полностью специализируется на каком-то товаре, это будет тот товар, в производстве которого она имеет сравнительные преимущества. Теперь на время абстрагируемся от случая, когда одна из двух стран не полностью специализируется. Тогда нормальным результатом торговли будет установление такой относительной цены на товар, которая находится между уровнями этой цены внутри каждой из стран до их вступления в торговый обмен.

Сближение относительных цен приводит к тому, что каждая из стран начинает специализироваться в той сфере, где у нее сравнительно ниже трудозатраты на единицу продукции. Рост относительных цен на сыр в отечественной экономике заставит ее специализироваться на сыре, производя его в объеме, соответствующем точке

на рис. 2.1. Падение же относительных цен на сыр за рубежом заставит Заграницу специализироваться на вине, производя его в объеме, соответствующем точке

на рис. 2.2.