История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Импортные квоты: теоретический очерк

Импортная квота это прямое ограничение количества какого-либо товара, которое может быть импортировано. Такое ограничение обычно подкрепляется выдачей лицензий какой-либо группе людей или некоторому количеству фирм. Например, в Соединенных Штатах существует квота на импорт сыра ввоз сыра разрешен исключительно ряду торговых компаний, каждой из которых предоставлено право импорта определенного количества фунтов сыра иностранного производства. Размер квоты каждой фирмы определен исходя из того количества, которое фирма импортировала в прошлом. В некоторых особо важных случаях (сахар, военное снаряжение) право продажи в США предоставляется непосредственно правительствам стран-экспортеров. Нельзя заблуждаться относительно того, что импортные квоты каким-то образом ограничивают импорт без поднятия внутренней цены на соответствующий товар. Импортная квота всегда поднимает внутреннюю цену на импортируемый товар. Когда импорт ограничивается, немедленно происходит следующее: при первоначальной цене спрос на товар превосходит внутреннее предложение плюс импорт. В результате цена набавляется, пока не устанавливается новая ситуация на рынке. В конце концов импортная квота поднимет внутренние цены на ту же величину, что и тариф, который ограничивает импорт до такого же объема (за исключением случая внутренней монополии, когда квота поднимает цены еще выше см. приложение II к данной главе). Разница между квотой и тарифом состоит в том, что при введении квоты правительство не получает дохода. Когда для ограничения импорта вместо пошлины используется квота, та сумма денег, которая могла бы стать доходом государства, достается тому, кто получает импортные лицензии. Держатели лицензий могут закупить импортные товары и перепродать их по

более высокой цене на внутреннем рынке. Прибыли, получаемые держателями импортных лицензий, называются квотной рентой. Оценивая выигрыши и потери от импортной квоты, очень важно определить, кто получает ренту. Когда рента от продаж на внутреннем рынке предназначается правительствам зарубежных стран-экспортеров, как это часто случается, перевод ренты за границу делает потери от квоты существенно большими, чем от эквивалентного ей тарифа.