История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Добровольные ограничения экспорта

Одной из разновидностей импортной квоты являются добровольные ограничения экспорта (ДОЭ), по-другому называемые соглашениями о добровольном ограничении (СДО) (постепенно вы знакомитесь с миром торговой политики, в котором все обозначается такими сокращениями). СДО это квота, введенная не страной-импортером, а страной-экспортером. Наиболее яркий пример ограничение на экспорт автомобилей в США, введенное Японией в 1981 г. Добровольные ограничения экспорта обычно устанавливает страна-экспортер в ответ на просьбу страны-импортера с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера. В гл. 10 показано, как ряд политически и юридически удобных моментов сделали ДОЭ наиболее предпочтительным инструментом современной торговой политики. С экономической точки зрения, однако, добровольные ограничения экспорта один к одному повторяют импортную квоту, которая весьма дорого обходится стране-импортеру, поскольку лицензии выдаются иностранным правительствам. ДОЭ всегда дороже обходится стране-импортеру, чем введение пошлины, которая ограничивает импорт на ту же величину. Разница заключается в том, что величина, которая составила бы доход государства в условиях тарифа, превращается в ренту, присваиваемую иностранцами в рамках ДОЭ, поэтому ДОЭ однозначно приводит к потерям. Недавно проведенное исследование эффекта от добровольного ограничения экспорта в трех сферах в области торговли текстилем, военным снаряжением и автомобилями показало, что около двух третей их стоимости для потребителя представляют собой доход иностранцев3. Другими словами, основу издержек составляет перекачка дохода, а не потери в эффективности экономики. Расчеты, приведенные в этом исследовании, ясно показывают, что для национальной экономики ДОЭ являются более накладным мероприятием, чем пошлины. С учетом этого такое широкое предпочтение, которое правительства оказывают ДОЭ по сравнению с другими инструментами торговой политики, заслуживает более тщательного анализа. Некоторые соглашения о добровольном ограничении вводятся сразу несколькими странами. Наиболее известным из всех многосторонних соглашений является Урегулирование по поливолокну. Оно ограничивает экспорт текстиля из двадцати двух стран. Для обозначения таких многосторонних соглашений введена другая аббревиатура СУР (соглашения об упорядочении рынка).

история с запретом на телефонные будки Каждый, кто посещал Великобританию, помнит знаменитые красные стальные телефонные будки, которые можно встретить в любом уголке страны. Хотя английские телефонные будки всегда были весьма популярны, в 1985 г. Британская телефонная служба начала их замену на более открытые, удобные и крепкие. Это и послужило источником торговых разногласий с США.

Проблема возникла, когда англичане вместо того чтобы отправить эти будки на переплавку, решили их продать и нашли покупателей в США. Многие американцы изъявили желание приобрести традиционную английскую телефонную будку или для украшения торговых рядов, или для установления в садиках особняков Беверли Хиллс, или для каких-либо иных целей. Произошло как бы великолепное совпадение желания американцев романтизировать свой быт с помощью предметов обстановки из доброй старой Англии и английским стремлением к модернизации своей жизни. Однако когда эти будки стали прибывать в Соединенные Штаты, Американское таможенное управление стало арестовывать их, приводя в качестве аргумента Соглашение об упорядочении экспорта продукции из железа и стали, заключенное между Соединенными Штатами и Европой, включая Великобританию. Это соглашение устанавливает лимит на количество изделий из железа и стали, которое Британия может экспортировать в США. Поскольку телефонные будки состоят в основном из железа и стали, администрация США не разрешила их ввоз до тех пор, пока Англия не сократит экспорт в США других видов продукции, попадающих в эту категорию. Особенно представители США боролись за то, чтобы телефонные будки не попали в статью прочее* Соглашения об упорядочении экспорта. Британская сторона опротестовала эти действия, утверждая, что телефонные будки должны рассматриваться не как железо и сталь, а как предметы старины, на импорт которых до настоящего времени в США импортных ограничений не вводилось.

В результате переговоров Британская сторона согласилась выполнить требования Соединенных Штатов, и теперь американцы могут купить английские телефонные будки в ограниченных количествах по специальным ценам, которые значительно выше номинальных. Во время написания данной рукописи цена за одну британскую будку устанавливалась в каталоге посылочной торговли в три тысячи пятьсот долларов.