История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Ситуационный анализ

добровольные ограничения экспорта на практике: случай с японскими автомобилями Почти на всем протяжении 1960-1970-х годов Американская автомобильная промышленность была в значительной мере изолирована от иностранной конкуренции, так как у американских и иностранных потребителей были разные запросы. Американцы, живущие в большой стране с низкими налогами на бензин, предпочитали автомобили гораздо большего размера, чем европейцы и японцы, поэтому иностранные фирмы не вторгались на этот рынок машин-гигантов. Однако в 1979 г. резкий скачок цен на нефть и временная нехватка бензина привели к резкой переориентации американского рынка на автомобили меньшего размера. Японские производители, чьи издержки были в любом случае меньше, чем у американцев, ринулись заполнять образовавшуюся нишу. По мере того как японцы завоевывали все большую часть американского рынка, а производство в самой Америке падало, влиятельные политические силы США выступали в защиту национальных производителей. Однако, не желая своими односторонними действиями балансировать на грани торговой войны, американское правительство обратилось к правительству Японии, потребовав снижения японского экспорта. Японцы, стремясь избежать односторонних протекционистских мер, которые последовали бы со стороны США, согласились на ограничение своих экспортных продаж. Первое соглашение, заключенное в 1981 г., ограничило японский экспорт в Соединенные Штаты до 1,68 млн. автомобилей. В 1984-1985 гг. последовал пересмотр количества в сторону повышения до 1,85 млн. В 1985 г. соглашение можно было бы аннулировать, но японское правительство заявило о своем намерении продолжить политику ограничения экспорта. Влияние такого добровольного ограничения экспорта осложнилось целым рядом факторов. Во-первых, американские и японские автомобили, разумеется, не являются совершенными товарами-заменителями. Во-вторых, японские производители нашли способ обойти квоту, повысив качество автомобилей, увеличив размеры и снабдив их целым рядом дополнительных удобств. В-третьих, производство автомобилей, разумеется, не является отраслью с совершенной конкуренцией. Тем не менее основные результаты были именно такие, какие и следовало ожидать, опираясь на наше рассуждение о добровольных ограничениях экспорта: цена на японские автомобили в США выросла, а квотная рента досталась японским фирмам. По оценкам американского правительства общие издержки от ренты, которые понесла страна, равнялись в 1984 г. 3,2 млрд. долл., причем львиную долю составила перекачка средств в Японию, а не потери в эффективности национальной экономики США.