История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Выигрыш от торговли

Мы уже видели выше, что страны с неодинаковой относительной производительностью труда в разных отраслях будут специализироваться в производстве разных товаров. И благодаря такой специализации они смогут получить выигрыш от торговли. Эти взаимные выгоды от торговли можно продемонстрировать двумя различными способами. Первый способ состоит в том, чтобы показать, что участие во внешней торговле это не что иное, как косвенный метод производства. Так, в отечественной экономике вино можно производить напрямую, но торговля с иностранцами позволяет "произвести" вино через производство сыра и последующий обмен его на вино. Этот косвенный метод производства вина более эффективен, чем прямой. Рассмотрим две альтернативные возможности использования одного часа рабочего времени. С одной стороны, в отечественной экономике этот час может быть использован напрямую, чтобы произвести

галлонов вина. С другой, в отечественной экономике этот же час может быть использован для изготовления

фунтов сыра. Этот сыр может быть затем обменен на вино в пропорции 1 фунт к

галлонам, а наш исходный час рабочего времени даст

галлонов вина. Это количество вина будет больше того, которое мы получили бы за час, произведя вино напрямую, поскольку соблюдается неравенство

или

Однако мы уже видели, что при равновесии на мировом рынке, когда ни одна из стран не производит оба товара, мы должны иметь

. Это означает, что отечественная экономика может "производить" вино через производство сыра и его обмен, и это будет эффективнее производства вина напрямую для своих нужд. Точно так же и зарубежная экономика сможет более эффективно "произвести" сыр, производя вино для обмена. Таков один из возможных путей рассмотрения выигрышей от торговли, получаемых обеими странами. Другой путь состоит в том, чтобы рассматривать взаимные выгоды с точки зрения влияния торговли на возможности потребления в каждой из стран. В отсутствие внешней торговли они совпадают с возможностями производства (прямыми линиями

и

на рис. 2.4). Если же страны вступили в торговые отношения, то каждая из них может потреблять такое количество сыра и вина, которое отличается от наборов, задаваемых границей производственных возможностей. Отечественные возможности потребления показаны цветной линией

на рис. 2.4а, а зарубежные линией

на рис. 2.46. В обоих случаях торговля расширяет возможности выбора потребителей и тем самым повышает благосостояние граждан обеих стран.

Числовой пример

Чтобы закрепить основные моменты, отмеченные выше, рассмотрим числовой пример. Пусть Отечество и Заграница имеют такие величины трудозатрат на единицу продукции, как показано в табл. 2.1. Важная особенность этой таблицы в том, что отечественная экономика имеет здесь более низкие трудозатраты на единицу продукции, т.е. более высокую производительность труда, причем в обеих отраслях. Теперь отвлечемся от этого обстоятельства и сосредоточим внимание на самом механизме торговли. Во-первых, нам необходимо определить относительную цену сыра

. Она зависит от спроса; однако мы знаем, что она должна лежать между альтернативными издержками для производства сыра в обеих странах. В отечественном хозяйстве мы имеем

т.е. альтернативные издержки для сыра в единицах вина равны

За рубежом

откуда альтернативные издержки производства сыра равны 2.