История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Сравнение квоты и пошлины

Теперь сравним квоты и пошлины. Для этого мы сравним пошлину и квоту, которые снижают импорт до одного и того же уровня (рис. 9ПН.4). Ставка пошлины

сводит импорт к величине

Возникает вопрос, что случится, если правительство вместо пошлины просто ограничит импорт величиной

. При рассмотрении рисунка становится очевидным, что результаты не одинаковы. Из-за введения пошлины устанавливаются объем внутреннего производства, равный

, и внутренняя цена

Из-за введения квоты устанавливаются более низкий уровень производства

и более высокая цена

. Когда отраслевой монополист защищен пошлиной, он ведет себя так, как будто существует в условиях совершенной конкуренции; когда его защищает квота, он действует принципиально по-иному. Причина этой разницы в том, что импортная квота создает больше монопольной власти, чем пошлина. Когда монополизированные отрасли защищены, отечественные фирмы отдают себе отчет, что если они чрезмерно повысят цены, их продукцию потеснят импортные товары. С другой стороны,

импортная квота обеспечивает абсолютную защиту: импорт не может превысить уровень квоты, сколь бы ни был высок уровень цен. Проведенное сравнение, похоже, свидетельствует, что правительство, озабоченное ростом внутренней монополизации, должно предпочесть пошлины квотам в качестве инструмента своей торговой политики. Однако практика защитных мер все дальше отходит от пошлины к нетарифным барьерам, к числу которых относятся импортные квоты. Для того чтобы объяснить этот феномен, следует рассмотреть мотивы действия правительств, далекие от соображений экономической эффективности.