История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Политическая экономия торговой политики

В 1981 г. Соединенные Штаты обратились к Японии с призывом сократить экспорт своих автомобилей в США. Удовлетворение этой просьбы привело к росту цен на импортные автомобили и вынудило американских потребителей покупать отечественные, которые явно пользовались меньшим спросом. И хотя по этому вопросу Япония легко пошла на удовлетворение американских требований, в других случаях японцы не проявили подобной уступчивости. Речь идет о просьбе снять импортные квоты на ввоз из Америки говядины и цитрусовых, что переключило бы спрос потребителей с баснословно дорогих японских продуктов на дешевый американский импорт. Правительства обеих стран так упорствовали в своей позиции, что, применяя понятия гл. 9, можно бы сказать, что они не имели никаких выигрышей, а несли одни потери. Но, конечно, цели государственной политики простираются гораздо дальше, чем простое сопоставление выигрышей и потерь. В данной главе рассмотрим причины, по которым правительства так или иначе не руководствуются соображениями экономистов о выигрышах и потерях.

Очень немногие страны достаточно последовательно придерживаются принципов свободной торговли. Город-государство Гонконг является единственной страной, у которой не существует пошлин и импортных квот. Тем не менее, еще со времен Адама Смита экономисты превозносили свободу торговли как идеал, к которому должны стремиться все нации. Причины отстаивания такой позиции не так просты, как ее суть. На уровне теоретической модели предполагается, что свободная торговля приводит к появлению дополнительных выгод, поскольку позволяет избежать потерь в экономической эффективности, связанных с таможенной защитой. Многие экономисты считают, что свободная торговля приносит и другие дополнительные плюсы, помимо устранения производственных и потребительских потерь от искажений в производстве и потреблении. Наконец, даже те исследователи, которые считают свободную торговлю далеко не идеальной политикой, полагают, что государствам следует все же предпочесть этот принцип другим.

Свободная торговля и эффективность экономики

Рассмотрение вопросов эффективности экономики с позиции свободной торговли является зеркальным отображением анализа выигрышей и потерь от таможенной пошлины. На рис. 10.1 еще раз приведены основные моменты анализа в случае малой страны, которая не может влиять на цены мировых рынков. Пошлина приводит к чистым потерям для экономики, которые измеряются на рисунке площадью двух треугольников; так происходит из-за искажения мотивов поведений как производителей, так и потребителей. И наоборот, переход к свободной торговле устраняет эти искажения и увеличивает национальное благосостояние. Специалисты сделали немало попыток просуммировать общие издержки от искажений, возникающих в результате введения пошлин и квот в разных странах. В табл. 10.1 приведены наиболее репрезентативные оценки. Следует отметить, что величина издержек защитных мер в Соединенных Штатах несущественна по сравнению с национальным доходом. Эта ситуация имеет два объяснения:

1. Соединенные Штаты в меньшей степени зависят от внешней торговли, чем другие страны.

2. Если отбросить ряд весьма важных особых случаев, торговля Соединенных Штатов строится на принципах либерализма.

Наоборот, в других, сравнительно небольших, странах введение ограничительных пошлин и квот приводит к потере до 10% их потенциального национального дохода из-за искажений, к которым приводят эти таможенные меры.