История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Дополнительное увеличение выигрыша от свободной торговли1

Среди экономистов широко распространено мнение, что хотя расчеты, приведенные в табл. 10.1, свидетельствуют о существенном увеличении выгод от свободной торговли, в некоторых случаях они, однако, не дают полной картины. В малых странах вообще, а в развивающихся в особенности, по мнению многих экономистов, существуют серьезные потенциальные выгоды от свободной торговли, не поддающиеся учету в рамках простого анализа выигрышей и потерь. Одна из них заключается в эффекте масштаба. Таможенная защита рынков не только не ведет к международной разобщенности в производстве, но уменьшая конкуренцию и увеличивая прибыль, привлекает много фирм в защищенную отрасль. По мере роста числа фирм на узких внутренних рынках масштаб производства каждой фирмы становится неэффективным. Хорошим примером того, как таможенная защита приводит к неэффективности масштабов производства, является аргентинская автомобильная промышленность, которая стала расширяться благодаря ограничению на импорт. Эффективными масштабами для автостроительного предприятия является выпуск от 80 до 200 тысяч автомобилей в год, в то же время в 1964 г. в Аргентине, которая производила только 166 тыс. автомобилей, имелось не менее 13 фирм. Некоторые экономисты считают, что необходимость поставить заслон чрезмерному разрастанию количества производителей и, как следствие, неэффективности масштабов производства является еще одним из соображений в пользу свободной торговли, выходящим за рамки простого анализа выигрышей и потерь.

Второй аргумент сводится к тому, что свободная торговля заставляет предпринимателей выдерживать постоянную конкуренцию внутри страны и искать новые выходы на внешние рынки гораздо активнее, чем "управляемая" торговля, при которой государство диктует систему предпочтений в экспорте и импорте. В гл. 11 рассматривается опыт менее развитых стран, которые обнаружили неожиданные возможности для экспорта, отойдя от системы квот и пошлин в сторону большей свободы

1 Дополнительные выигрыши от свободной торговли, которые рассматриваются в данном параграфе, обычно называют "динамичными", поскольку для усиления конкуренции и ускорения темпов внедрения научно-технических достижений требуется больше времени, чем для ликвидации искажений в производстве и потреблении.

торговли. Эти дополнительные аргументы в пользу свободной торговли обычно не имеют количественного выражения. Однако не так давно канадские экономисты Ричард Харрис и Дэвид Кокс попытались подсчитать рост выгод Канады от свободной торговли с Соединенными Штатами с учетом рационализации масштабов производства. Согласно их оценке, реальный доход Канады мог бы вырасти на 8,6%, т.е. в три раза больше, чем в подсчетах тех экономистов, которые не учитывают увеличения выгод от эффекта масштаба2. Если дополнительное увеличение выгод от свободы торговли столь велико, как считают некоторые экономисты, потери от торговых барьеров в виде пошлин, квот и экспортных субсидий и т.д. соответственно больше, чем можно установить в результате простого анализа выигрышей и потерь.