История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Политические аргументы в пользу свободной торговли

Политическая аргументация в пользу свободной торговли отражает тот факт, что политическая приверженность идее свободной торговли может быть весьма выгодной на практике, хотя теоретически, возможно, разумнее было бы придерживаться политики, построенной на других принципах. Экономисты часто утверждают, что торговую политику на практике определяют интересы определенных кругов, а не соображения национальных выигрышей и потерь. Иногда экономисты могут показать, что в теории некоторые виды пошлины и экспортных субсидий могут увеличить национальное благосостояние, но на практике любое правительственное учреждение, пытающееся производить оптимальную политику торгового регулирования, может попасть в орбиту влияния определенных политических и экономических кругов и превратиться в насос по перекачке дохода политически влиятельными группами. Если этот аргумент правилен, то, возможно, лучше выступать в защиту свободной торговли без всяких исключений, хотя с чисто экономической точки зрения политика фритредерства может и не быть оптимальной. Общий взгляд, которого, по всей видимости, придерживаются большинство экономистов-международников, по крайней мере в Соединенных Штатах, может быть сведен к трем аргументам.

1. Потери, связанные с отходом от свободной торговли и измеренные обычным способом, бывают велики.

2. Существуют другие преимущества свободной торговли, которые надо дополнительно учитывать при анализе потерь от протекционистской политики.

3. Любые попытки провести рационально обоснованные отступления от принципов свободной торговли будут искажены при формировании политики. Тем не менее теоретически возможны аргументы в пользу отступления от политики свободной торговли, которые заслуживают того, чтобы быть услышанными. Аргументы против свободной торговли, выдвигаемые с позиций защиты национального благосостояния Большая часть пошлин, импортных квот и других мер торговой политики вводилась в основном для защиты интересов определенных кругов. Политики обычно уверяют, однако, что это делается для защиты интересов нации в целом и иногда это действительно так. И хотя экономисты зачастую спорят, что отход от принципов свободной торговли сокращает национальное благосостояние, существуют некоторые теоретические основания считать, что определенная политизированность торгового регулирования иногда ведет к возрастанию благосостояния нации в целом. Ситуационный анализ выгоды от "пакета мер 1992Г. Мероприятия, проводимые согласно Единому Европейскому Акту, который был призван отменить все препятствия для внутриевропейской торговли к 1992 г., немного выбивались из графика, но тем не менее внушительный набор мер по открытию рынков был к 1992 г. принят. Как экономисты, так и бизнесмены приветствовали эти меры. Но насколько выросли выгоды? Энтузиасты отмечали, что несмотря на свободную торговлю Европа остается разделенной но большое количество местных рынков. Итальянские дома используют итальянские предметы домашнего обихода, а немецкие соответственно сделанные в Германии. Они надеются, что меры 1992 размоют эти барьеры, разделяющие местные рынки, дав больший простор конкуренции и позволив осуществлять производство в более эффективных масштабах. Скептики в этом не уверены. По их мнению, в основе сегментации европейских рынков лежат давние культурные традиции, а не законы. Рассмотрим, например, стиральные машины. В США они примерно одинаковы в любом конце страны. Но в Европе не так. Итальянские стиральные машины невелики, медленны и работают бережно, немецкие больше, быстрее и стирают грубее. В результате каждая страна имеет свое производство стиральных машин. Является ли это ненужным дублированием? в Наш ответ: не обязательно. Семьи среднего достатка в Италии обычно имеют менее обширный гардероб, чем в Германии, потому, что покупают немного модных и довольно дорогих вещей. Потому итальянцам, естественно, нужны более бережно работающие машины. Немцы, как и американцы, хотят, чтобы их вещи были постираны быстро, и гораздо меньше заботятся об эстетике в одежде.Конечно, различия в подходе к вопросам стиля, как и многие другие моменты, которыми различаются европейские нации, подвержены в малой степени влиянию мер торгового регулирования. Похоже, немало времени пройдет, прежде чем Европа станет таким же одним рынком, как США. В конце концов, зачем это? Как говорят некоторые (только некоторые), европейцы: vive la differenced