История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Аргумент против свободной торговли, связанный с дефектами рыночного регулирования

Если оставить в стороне вопросы условий торговли, базовая теоретическая модель для рассмотрения свободы торговли была основана на анализе выигрышей и потерь и использовала аргумент выигрыша для производителя и выигрыша для потребителя. Многие экономисты выступали с критикой свободной торговли, основанной на контраргументе, что эти понятия, в особенности выигрыш для производителя, не дают корректного измерения выгод и потерь.

Почему же выигрыш производителя не измеряет корректно выгоды от производства товара? Несколько причин этого рассмотрены в последующих двух главах. К ним относятся появление неиспользованной или не полностью используемой рабочей силы, несовершенство рынков груда и капитала, которые не дают ресурсам возможности быстрою перетока в отрасли, приносящие наибольшую отдачу, и сдерживают переток технологии из новых или технологически динамично развивающихся отраслей. Все эти причины могут быть сведены в одну категорию с общим названием дефекты внутреннего рыночного регулирования. Каждый из вышеприведенных моментов демонстрирует пример, как рынок того или иного фактора недостаточно хорошо выполняет свою функцию рынок труда не способствует размещению рабочей силы, рынок капитала не размещает достаточно эффективно ресурсы капитала и т.д. Допустим, например, производство некоторого товара приносит определенные знания и опыт, которые служат национальной экономике в целом, но они не могут быть закреплены в собственности фирмами-производителями, которые из-за этого не учитывают эти моменты при принятии решения относительно объемов производства. В этом случае мы имеем дело с предельной общественной выгодой от добавочного производства, которую невозможно измерить через выигрыш для производителя. Такая предельная общественная выгода может служить оправданием для введения пошлин и других инструментов таможенной политики. Аргумент против свободной торговли, имеющий в основе дефект внутреннего рыночного регулирования, проиллюстрирован на рис. 10.3. В рис. 10.3а использована техника классического анализа выигрышей и потерь от пошлины для маленькой страны (которая исключает выигрыш от улучшения условий торговли). На рис. 10.36 показана предельная выгода от производства, которая не измеряется через выигрыш для производителя. На рисунке отражено влияние пошлины, которое поднимает внутреннюю цену с

. Производство растет отдо

;

этому росту

соответствуют производственные потери, обозначенные фигурой а. Потребление падает с величины

до величины

, этому сокращению соответствуют потребительские потери, обозначенные фигурой

. Если бы мы рассмотрели только выигрыш производителя и

выигрыш потребителя, то пришли бы к выводу, что потери от пошлины превышают выгоду от нее. Рис. 10.36 показывает, что этот расчет не учитывает дополнительную выгоду, которая делает введение пошлины предпочтительнее режима свободной торговли. Увеличение производства приносит общественную выгоду, которая соответствует площади фигуры, расположенной под кривой предельной общественной выгоды и ограниченной перпендикулярами к горизонтальной оси, проведенными из точек 51 и S2. Обозначим ее буквой с. По существу с помощью аргумента, сходного с аргументом улучшения условий торговли, можно показать, что если пошлина достаточно мала, площадь фигуры с должна всегда превосходить площадь фигуры a + b, и что существует некий размер пошлины, максимизирующий общественное благосостояние в сравнении с его уровнем в условиях свободной торговли. Аргумент против свободной торговли, связанный с дефектом внутреннего рыночного регулирования, частный случай более широкого теоретического понятия, известного как теория второго лучшего. Согласно этой теории, политика невмешательства на каком-либо рынке желательна только в случае, если все другие рынки работают без сбоев. Если этого нет, то вмешательство государства, которое на первый взгляд искажает мотивы поведения участников рынка, может увеличить благосостояние, нейтрализуя последствия дефектов рынка. Например, если рынок труда работает со сбоями и не может обеспечить полной занятости, политика субсидирования трудоинтенсивных отраслей, которая была бы нежелательна в экономике с полной занятостью, приобрела бы смысл. Лучше было бы, конечно, отрегулировать рынок труда, например, сделав более гибкой заработную плату, но если по какой-то причине это не может быть сделано, государственное вмешательство на других рынках могло бы послужить "вторым лучшим" средством смягчения ситуации.

Когда экономисты применяют теорию "второго лучшего" к вопросам торговой политики, они утверждают, что несовершенство внутреннего функционирования экономики может служить побудительными мотивами для вмешательства в сфере внешнеэкономических связей. Данный аргумент предполагает, что международная торговля не является источником возникновения проблемы, но внешнеторговая политика может послужить, по крайней мере частично, средством ее разрешения.