История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Скоординированные действия

Многие политические решения приносят обществу ббльшие издержки, чем выгоды. Как же столь явно непопулярные меры претворяются в жизнь? Ответом на этот вопрос служит известное предположение экономиста Манкура Олсона о том, что политические действия, или скоординированные действия, выражающие интересы какой-либо общественной группы, обычно не отражают интересов каждого члена группы в отдельности3. Только если группы достаточно хорошо организованы и к тому же компактны, они могут стать влиятельной политической силой. Сахарная квота, описанная в гл. 9, например, стоила потребителям 1,266 млрд. долл., а выгода от нее для производителей сахара и доход правительства составили только 783 млн. Это трудно назвать выгодным бизнесом. Однако потери для потребителя составили 8 долл. в расчете на человека, а это не очень ощутимо, особенно если учесть, что сахар обычно покупается в составе какого-либо кулинарного изделия. По существу лишь горстка избирателей осознала появление сахарной квоты и тот факт, что она снижает жизненный уровень. А поскольку протест одного человека сам по себе не в состоянии что-либо изменить, то каждому потребителю в отдельности нет необходимости знать об этом более подробно. Производители сахара, наоборот, очень хорошо осознают, что введение квоты может стоить десятков и даже сотен тысяч долларов для каждого производителя сахара. Более того, производители сахара создают организации с целью лоббирования Конгресса и проведения политических действий. Поэтому совершенно не удивительно, что политике, приносящей больше потерь, чем выигрыша, невозможно противостоять. Теория, которая на первое место выдвигает проблему скоординированных политических действий, приводит нас к заключению, что внешнеторговая политика обычно проводится в интересах небольших хорошо организованных групп, даже если против этого свидетельствует анализ выигрышей и потерь и если интересы этих групп не имеют приоритетного положения в политической системе страны.

Кто получает таможенную защиту?

Только что мы рассмотрели три возможные точки зрения на то, как распределение доходов влияет на торговую политику. Рассмотрим вкратце, кто же получает таможенную защиту в мировой экономике. В широком смысле можно сделать два обобщения. В странах, обладающих большим сравнительным преимуществом в обрабатывающей промышленности, защиту получают фермы, а в государствах с большим сравнительным преимуществом в сельском хозяйстве или в обеспеченности сырьевыми ресурсами под защитой оказываются промышленные отрасли. Так, Европа и Япония, обладая густо заселенными территориями и высокопроизводительной промышленностью, проводят меры по поддержанию цен, ограничению импорта и (в Европе) предоставляют экспортные субсидии, которые дают возможность их фермерам удерживать цены на уровне, в десять раз превышающем мировой. В то же время страны, богатые природными ресурсами, такие как Австралия, или развивающиеся страны типа Индии, предоставляют своей промышленности таможенную защиту, уровень которой иногда измеряется сотнями процентов. В Соединенных Штатах можно точно обозначить отрасли, получающие таможенную защиту. Хотя в разные годы многие небольшие отрасли промышленности, от производства телевизоров и мотоциклов до производства макарон, ограждались таможенными барьерами, главными получателями защиты были четыре отрасли: автомобильная, сталелитейная, сахарная и текстильная, включая производство одежды. Отметим, насколько эти отрасли разнятся. Автомобилестроение и выплавка стали капиталоемкая индустрия, рабочие в них получают заработную плату гораздо выше, чем в среднем по США. Текстильная и швейная отличаются повышенной трудоемкостью и невысоким уровнем оплаты труда. Производство сахара это отрасль сельского хозяйства, уникальная в своем роде, так как только здесь в отсутствие сравнительного преимущества (которое есть у Америки по пшенице) имеется национальное производство этого продукта (не приходит в голову выращивать для американского потребителя кофе в США!). Это означает, что в целом к вопросам торговой политики следует подходить осторожно. В Соединенных Штатах по крайней мере нет типичной отрасли, живущей благодаря таможенной защите. Международные переговоры и торговая политика В предыдущих параграфах мы утверждали, что бывает затруднительно различить торговую политику, призванную поднять национальное благосостояние, и торговую политику, служащую интересам определенных кругов. После всех леденящих кровь историй о мерах внешнеторговой политики, издержки которых значительно превышают выгоды, легко впасть в пессимизм относительно практического воплощения теории торговли. Действительно, с середины 1930-х примерно до 1980-х годов Соединенные Штаты и другие передовые страны постепенно устраняли пошлины и другие торговые барьеры и таким образом способствовали интегрированию мировой экономики. На рис. 10.4 показана средняя ставка пошлины на облагаемый импорт с 1920 по 1991 гг.: после резкого скачка в начале 30-х она постепенно снижалась4. Большинство экономистов считают, что эта прогрессирующая либерализация внешней торговли была чрезвычайно плодотворна. Тем не менее, если принять во внимание сложность описанных выше политических проблем внешнеторгового регулирования, возникает вопрос, как вообще такая либерализация стала возможной. Ответ частично заключается в том, что послевоенная либерализация торговли была достигнута в основном за счет международных торговых переговоров. Иначе говоря, то или иное правительство дало согласие на взаимное с другими странами сокращение пошлин. В соответствии с заключенными соглашениями каждая из стран увязывала сокращение таможенной защиты своей промышленности, испытывающей конкуренцию со стороны импорта, с сокращением защиты своей экспортной продукции на рынках других стран. Такая увязка, как показано ниже, помогает противостоять политическому давлению, которое в ее отсутствие помешало бы странам проводить рациональную торговлю.