История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Производительность труда и сравнительное преимущество

В случае равновесия на мировом рынке относительная цена сыра должна находиться между этими двумя значениями. В рамках нашего примера примем, что цена равновесия равна

т.е. фунт сыра на мировом рынке обменивается на один галлон вина. При данной относительной цене сыра можно сразу увидеть, на чем будет специализироваться каждая из стран: Отечество на сыре, а Заграница на вине. Чтобыубедиться в этом, отметим, что отечественный работник смог бы заработать, производи он вино, лишь половину того, что ему принесло бы производство сыра. В обратной ситуации находился бы работник в зарубежной экономике.

Теперь можно подсчитать и сами выигрыши от торговли. Во-первых, мы хотим показать, что отечественная экономика способна "произвести" вино более эффективным способом: произведя сыр и обменяв его на вино. Тутвсе довольно просто: при производстве вина напрямую один час рабочего времени дает лишь

галлона этого продукта. Тот же самый час можно использовать, чтобы произвести 1 фунт сыра, который затем можно обменять на 1 галлон вина. Это показывает, что отечественная экономика в самом деле выигрывает от торговли. Аналогично и заграничные производители могут использовать этот час труда, чтобы изготовить либо 1/6 фунта сыра либо 1/3 галлона вина, которые затем обменять уже на 1/3 фунта сыра. В данном случае каждая страна может использовать свой труд вдвое производительнее, чем если бы она производила товары своего импорта сама. Хотя для нас сейчас не столь важно анализировать то влияние, которое торговля оказывает на благосостояние в обеих странах, все же было бы интересно оценить, как она воздействует на ставки заработной платы. Чтобы определить их, прежде всего условимся, что заработная плата в каждой стране должна измеряться в единицах того продукта, который эта страна производит. После вступления в торговлю отечественная экономика производит сыр, и при этом на 1 фунт сыра тратится 1 час труда. Отсюда ставка заработной платы в Отечестве 1 фунт сыра за 1 человеко-час. Аналогично, когда Заграница производит вино, там затрачивают 3 часа труда на 1 галлон, т.е. ставка заработной платы будет

галлона вина за 1 человеко-час. Чтобы сравнить ставки заработной платы в единицах сыра и вина, используем относительные цены обоих товаров. Если один галлон вина стоит столько же, сколько 1 фунт сыра, то заработная плата за рубежом должна составлять одну треть отечественной. Отношение двух ставок заработной платы будет находиться где-то между соотношениями производительности труда в обеих странах в каждой из отраслей их экономики. Отечественное хозяйство по сыру превосходит Заграницу по производительности в шесть раз, но по вину лишь в

раза. В итоге это приводит к тому, что заработная плата в Отечестве будет втрое выше заграничной. И именно потому, что относительная заработная плата лежит между соответствующими величинами относительной производительности труда, каждая страна и имеет в конечном счете преимущество в издержках производства одного из товаров. Благодаря своей более низкой заработной плате Заграница имеет преимущество по издержкам на изготовление вина, хотя при этом там и производительность труда более низкая. Отечественная экономика имеет преимущества в издержках производства сыра, несмотря на свой более высокий уровень заработной платы, потому что последний перекрывается более высокой производительностью труда. Теперь можно составить простейшую из всех моделей внешней торговли. Конечно, рикардианская однофакторная модель слишком упрощена, чтобы дать полный анализ причин и выгод от внешней торговли. Но все же рассмотрение уровней относительной производительности труда в разных странах может быть весьма полезным инструментом анализа внешней торговли. В частности, простая однофакторная модель это хорошее оружие против некоторых распространенных заблуждений относительно понятия сравнительных преимуществ и источника выгод от внешней торговли. Эти заблуждения весьма часто всплывают в публичных дебатах по внешнеэкономической политике и даже в заявлениях тех, кто считает себя экспертом в этом вопросе. Поэтому в следующей части этой главы рассмотрим в свете анализируемой модели ряд наиболее распространенных заблуждений относительно сравнительных преимуществ. Заблуждения относительно сравнительных преимуществ

В экономической науке нет недостатка в легковесных теориях. Политики, бизнесмены и даже экономисты часто делают заявления, которые не имеют ничего общего с серьезным экономическим анализом. По ряду причин это особенно проявляется в сфере международной