История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Кризисное положение современной системы регулирования международной торговли

Как уже отмечалось, механизм ГАТТ позволил провести последовательную либерализацию торговли между промышленными странами в период с конца Второй мировой войны примерно до 1980 г. К сожалению, начиная с этого времени прогресс в некоторых сферах международной торговли стал сдерживаться возросшими торговыми барьерами в других борьба за защиту окружающей среды или протекционизм? Как уже отмечалось в гл. 9, бюрократические рогатки, т.е. бюрократические формальности на границе, могут ограничить международную торговлю даже при низких пошлинах. Но бывает ли так, что эти меры по международным правилам считаются дозволенными?

Существуют такие случаи, когда государство имеет бесспорное право ограничить международные потоки товаров по соображениям санитарии и безопасности. Например, Соединенные Штаты требуют дезинфекции импортных сельскохозяйственных товаров, чтобы воспрепятствовать проникновению вредителей на американские фермы. Эта процедура не является неправомочным вмешательством в торговые вопросы, так как для нее имеется ясное экономическое обоснование. В Соединенных Штатах отдельным штатам, таким, как Калифорния, разрешается предъявлять сходные требования к поставкам фруктов и овощей из других штатов, хотя Конституция запрещает ограничения на торговлю между штатами.

С другой стороны, есть такие рогатки, которые имеют явно злонамеренный характер, как, например, запрет, наложенный Японией на импорт Американских алюминиевых бит для бейсбола на том основании, что они не годятся для японских условий. Между этими двумя крайностями существует, однако, обширная промежуточная зона, в которой для достижения вполне резонных целей применяются сомнительные средства. В 1990 г. Соединенным Штатам пришлось прибегнуть к такого рода средству: по требованию защитников окружающей среды Америка наложила запрет на импорт тунца, выловленного такими методами, которые приводят к гибели многих дельфинов (в некоторых районах Тихого океана скопления этих разумных млекопитающих на поверхности воды служат признаком местонахождения тунцовых косяков. Загоны дельфинов в большие сети позволяют эффективно вести промысел тунца, но при этом гибнет и много дельфинов). Мексика, которая экспортирует тунцов в США, обратилась в ГАТТ, и международный трибунал решил дело в ее пользу, так как США не имеют права использовать торговую политику для навязывания своих экологических стандартов другим странам. Это решение повергло Американских зеленых* в уныние, хотя оно и было четко юридически обосновано. (Здесь следует отметить, что даже по прошествии некоторого времени и моральные и экологические аспекты американского демарша по вопросу добычи тунца представляются гораздо более резонными, чем антидемпинговые пошлины, которые допускаются международными торговыми правилами). Похоже, что в будущем могут не раз возникнуть торго-во-политические конфликты по широкому кругу экологических проблем, причем в ряде случаев выдвигаемые претензии будут еще более резонными. Как можно, например, расценить отказ от импорта товаров, производство которых угрожает озоновому слою земли? Многие специалисты считают, что вопросы экологии в торговле займут приоритетное место на любых торговых переговорах будущего.

ее областях. Среди политиков бытует мнение, что ГАТТ переживает кризисную ситуацию и что даже если в рамках текущего Уругвайского Раунда и будет выработано соглашение, оно не поможет ни поставить под контроль растущие торговые барьеры, ни противостоять растущим аппетитам протекционистов. Трудности ГАТТ объясняются несколькими причинами. Одна из них состоит в том, что протекционисты научились более ловко обходить правила ГАТТ. Все чаще протекционистские действия промышленных стран приобретают форму добровольных ограничений экспорта, вводимых самими экспортерами по просьбе импортеров. Экспортеры предпочитают такой выход одностороннему введению импортером пошлин или квот на импорт. Например, когда Соединенным Штатам потребовалось сократить импорт автомобилей в 1981 г., они не стали вводить импортную квоту. Вместо этого они обратились к Японии с просьбой ограничить экспорт. В этой просьбе в скрытой форме содержался намек на то, что если Япония не пойдет навстречу, Соединенные Штаты прибегнут к односторонним

действиям. Из гл. 9 следует, что в отличие от пошлины или квоты вводимый импортером ДОЭ приносит иностранным экспортерам ренту. Конечно, Япония предпочла удовлетворить просьбу США и не оказаться в противном случае в худшем положении. Почему такие сделки подрывают ГАТТ? Потому что ограничения на импорт пресекаются ГАТТ, а ограничения (но не субсидии) на экспорт нет7. Поэтому по правилам игры, принятым в рамках существующей системы, ситуация, возникшая в 1981 г. с ограничением Японией своего экспорта, под санкции ГАТТ не подпадала. Другая фундаментальная причина кризисного положения в ГАТТ вызвана огромной несбалансированностью международной торговли, которая, как показано в гл. 1, возникла в 1980-е годы. В частности, в Соединенных Штатах экспорт установился на низком уровне, а импорт на высоком, что питало рост протекционистских настроений. Более того, среди членов ГАТТ возникли разногласия по вопросу о том, каким образом следует распространить правила этой организации на такие сферы, как международная торговля услугами, прямое иностранное инвестирование, сельскохозяйственная политика и права на интеллектуальную собственность. Высказывались и мнения против этого расширения вообще. Причины кризисной ситуации в ГАТТ, однако, простираются далеко за пределы правовых вопросов и проблем торговых балансов. Дело в том, что структура мировой экономики в целом изменилась настолько, что существующая система регулирования перестала ей соответствовать. Многие аналитики указывают в числе главных моментов два следующих: 1. Относительное ослабление Америки. В период становления ГАТТ США безраздельно экономически господствовали в мире, производя около половины совокупного продукта всех стран с рыночной экономикой. Их национальный доход был в восемь раз выше, чем у ближайшего соперника. И хотя в США происходил экономический рост в последующие сорок лет, рост в других странах шел быстрее, и к 1990 г. доля США в мировом выпуске продукции упала до 25%. Многие экономисты полагают, что к 2000 г. США станут "одной из равных" держав, в то время как все сильнее объединяющиеся страны Европы в совокупности будут обладать более масштабным хозяйством, чем США, а экономика Японии будет наступать на пятки.

Все эти явления приводят к тому, что относительное ослабление США лишает систему международной торговли естественного лидера. Все годы быстрой либерализации торговли Америка играла роль локомотива, влекущего за собой процесс развития торговли. Иногда Америка предлагала торговые уступки, от которых она проигрывала больше, чем выигрывала. (Это не было чистым альтруизмом, так как администрация США считала расширение торговли хорошим подспорьем для достижения других целей внешней политики, в первую очередь поддержания общего фронта против Советского Союза. В современную эпоху США не могут и не хотят продолжать играть ту же роль). 2. Восхождение Японии. Когда создавался ГАТТ, Япония лежала в руинах. К 1990 г. Япония стала второй экономической державой мира и крупнейшим экспортером. Система экономических учреждений в Японии, однако, сохраняет сильные отличия от США и Западной Европы. Многие иностранные бизнесмены жалуются, что несмотря на низкие ставки пошлин, японский рынок практически закрыт для многих видов импорта неформальными барьерами (японцы, очевидно, отвергают подобные обвинения). Мы подробнее остановимся на проблеме Японии в гл. 12. Так это или нет, однако широко распространено мнение, что торговые переговоры не дают ничего или почти ничего, чтобы открыть допуск иностранных фирм на японский рынок. А это мнение подрывает политический базис международных переговоров, в котором интересы экспортеров выступают противовесом интересам производителей, конкурирующих с иностранным импортам. Если экспортеры сочтут уступки одного из главных участков игры несущественными, этого противовеса не будет. 7 Строго говоря, ограничения экспорта запрещают в тех же разделах ГАТТ, что и ограничения импорта. Однако в рамках ГАТТ пострадавшая сторона, обычно экспортер, должна обратиться с запросом о нарушении своих прав. Поскольку добровольное ограничение уже предполагает согласие страны-экспортера, то с жалобой выступать просто некому.

В течение 1980-х годов неуклонное усиление ограничений торговли, которое постепенно подрывает ГАТТ, в значительной степени сводит на нет успехи Раунда Токио в либерализации торговли. По мнению многих специалистов, в целом наблюдалось движение не к свободе торговли, а от нее. Появились опасения, что к концу десятилетия кризис торговой политики приобретет угрожающие размеры. Тем не менее конец 80-х годов ознаменовался большими подвижками в сторону либерализации торговли, но не во всем мире, а на региональном уровне. И в Европе, и в торговле между США и Канадой были заключены новые соглашения, призванные устранить остающиеся торговые барьеры. Такие специальные договоренности между ограниченными группами стран носят название преференциальных торговых соглашений. Они всегда являлись частью системы международного торгового регулирования, но особое значение приобрели в последнее время.