История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Спор о подсолнечном масле

Осенью 1992 г. в то время как эксперты на переговорах отчаянно пытались достичь соглашения, которое привело бы к завершению Уругвайского раунда, США и Европа вдруг схватились друг с другом по весьма малопонятному для непосвященных вопросу. В центре внимания оказались семена масличных культур (например, подсолнечника), из которых отжималось пищевое масло. Соединенные Штаты выступили с обвинением против европейских стран в том, что они, в первую очередь Франция, фактически отказались от соблюдения заключенных ранее соглашений об открытии рынков для импорта американских семян. Фактически они сократили пошлины, но компенсировали это сокращение субсидированием своих производителей, тем самым оставив лишь узкую щель для роста импорта. В течение шести лет Соединенные Штаты дважды выносили на рассмотрение арбитражных органов ГАТТ вопрос о масличных семенах, оба раза решение было в их пользу, а Франции было предписано отменить свои субсидии. Франция отказывалась выполнять это решение. Столкнувшись с этим отказом, Соединенные Штаты объявили о намерении ввести новые пошлины размером в 300 млн. долл. на европейское продовольствие, в особенности французские белые вино. В течение нескольких недель казалось, что вот-вот разразится торговая война. В конце концов под нажимом других членов Европейского Сообщества Франция отступила. Этот эпизод служит наглядным примером из области торгово-политической практики. Обычно люди думают, что великие всемирные переговоры ведутся по вопросам, затрагивающим коренные интересы наций. А европейское производство семян масличных культур составляет около 10 млн. метрических тонн в год, цена за тонну обычно не превышает 100 долл., таким образом, продажи европейской индустрии семян масличных культур достигают всего лишь 1 млрд. долл. И это в 5-триллионной экономике Европы. И все же Франция была согласна поставить под удар Уругвайский Раунд ради своей политики защиты производства этой продукции, политики, которая заведомо была не в национальных интересах страны.