История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Региональные торговые соглашения последнего времени

В то время как многие высказывали пессимистические суждения относительно перспектив ГАТТ, в конце 1980-х и в первой половине 1990-х годов произошло несколько решительных сдвигов в сторону более тесных торговых отношений между соседними странами.

К числу наиболее амбициозных мероприятий следует отнести попытку создания объединенного рынка Европы, которую обычно называют "пакет мер 1992". Мы уже описывали эту попытку в данной главе, а также в гл. 8. Вовлеченные в это движение уже составляют таможенный союз, в котором нет пошлин и квот во внутренней торговле. Но Европа поставила перед собой гораздо более глубокие цели по существу полностью уничтожить различия между разными национальными экономиками. Конечно, надо еще посмотреть, будет ли успешным это объединение экономически, но вне всяких сомнений "пакет мер 1992" крупное политическое достижение. Путь к свободе торговли в Северной Америке тоже был в своем роде примечательным.И Канада, и Мексика на протяжении своей истории опасались того, что их национальные особенности растворятся в огромных масштабах хозяйства США и традиционно проводили политику протекционизма в отношении американских товаров. С 1960-х годов Канада и США неуклонно двигались в направлении либерализации торговли (вспомним обсуждение этого вопроса в гл. 6), и к концу 80-х средняя ставка канадских пошлин на американские товары равнялась 2%. Тем не менее Рубикон был перейден в 1989 г., когда Канада и Соединенные Штаты решили отменить фактически все торговые барьеры в течение следующих десяти лет. Еще более драматичной была попытка, предпринятая в 1992 г. Канадой, США и Мексикой сформировать зону свободной торговли в Северной Америке (известную под названием НАФТА). Здесь также происходило движение в сторону свободы торговли: начиная с 1987 г. Мексика резко снизила ставки своих пошлин и отменила большую часть ограничений на импорт. К 1992 г. средняя ставка мексиканской пошлины на американские товары составляла лишь 10%, в то время как американское обложение мексиканских товаров проводилось по ставке в 4%. Тем не менее решение пройти всю дорогу к свободе торговли и закрепить уже достигнутое в договоре было весьма символично с политической точки зрения. В самом деле, идея НАФТА вызвала широкое политическое противодействие со стороны профсоюзного лобби США, которое было весьма обеспокоено тем, что конкуренция дешевой мексиканской рабочей силы повредит интересам американских рабочих. На момент подготовки рукописи этой книги возможность срыва ратификации соглашения Конгрессом по НАФТА еще существовала. Ноконец, в 1991 г. южноамериканские страны Бразилия, Уругвай и Аргентина сформировали таможенный союз, известный под названием МЕРКОСУР. Мало кто тогда верил в его успех, принимая во внимание неудачи прошлых лет в этом регионе, а также политическую и экономическую нестабильность в Бразилии. Но в первый же год своего существования МЕРКОСУР удивил скептиков, поскольку торговля между его членами выросла на 50%. Это движение к свободе торговли вызывает два вопроса. Во-первых, почему оно проходит успешно, в то время как переговоры на глобальном уровне стажируют? Во-вторых, а так ли уж хороша тенденция в сторону заключения региональных торговых соглашений? На первый вопрос существует несколько ответов. Близким соседям иногда легче дается взаимное доверие, чем народам, совсем не похожим друг на друга. У Франции и Германии, Канады и Соединенных Штатов нет проблемы принципиального различия в системах экономического регулирования, которые отравляют американо-японские отношения. Специфические политические факторы также играют определенную роль. Для США НАФТА это средство усилить реформаторское проамериканское правительство Мексики. Для членов МЕРКОСУРа торговый альянс это дополнительная взаимная поддержка для правительств, избранных демократическим путем в регионе, где демократия была периодически теснима с политической сцены. Полезны ли эти соглашения? Большинство исследователей считают, что прямой эффект НАФТА и "пакета мер 1992 года" совершенно очевидно был положительным. (В отношении МЕРКОСУР широких корректных исследований проведено было мало.) То есть выгоды от развития торговли должны перевесить любые потери в случаях ее сворачивания. Проблема состоит в другом не превратятся ли формирующиеся экономические блоки в протекционистские твердыни по отношению к внешнему миру, например, не приведет ли "пакет мер 1992 г." к строительству "европейской крепости*. Политики это отрицают, а мы посмотрим, окажутся они правы или нет.