История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Торговая политика и развивающиеся страны

До сих пор мы анализировали вопросы торговой политики на абстрактном уровне, как бы вне контекста, ничего не говоря о стране, проводящей ту или иную политику. Конечно, каждая страна имеет свою историю и специфику, но для вопросов торговой политики главным является фундаментальное разделение всех стран на две группы. Одну группу составляют развитые, или передовые, страны Соединенные Штаты, страны Западной Европы, Япония и некоторые другие. Каковы бы ни были их собственные экономические проблемы, по сравнению с остальным миром эти страны можно считать весьма преуспевающими. Имея лишь 15% населения мира, развитые страны дают 70% мирового производства и всего объема международной торговли. Учитывая, что развиваются они динамично, можно предположить, что их экономический механизм хорошо отлажен, поэтому роль торговой политики невелика, равно как и возлагаемые на нее ожидания. Однако большая часть населения мира живет в развивающихся странах, экономически сильно отстающих от развитых стран1. Развивающиеся страны также сильно различаются между собой. На одном полюсе находятся быстро растущие страны, например Южная Корея (которой, возможно, скоро будет "присвоено звание" развитой страны), на другом страны, находящиеся на грани выживания, вроде Эфиопии. Несмотря на огромные различия между развивающимися странами общая относительная отсталость придает их торговой политике ряд общих черт. Во-первых, многие развивающиеся страны попытались использовать внешнеторговую политику для того, чтобы стимулировать промышленность в противовес традиционным для их хозяйства добывающим и аграрным отраслям. По их мнению, это могло помочь им преодолеть отставание от более богатых стран. Во-вторых, многие бедные страны пытались применить внешнеторговую политику для решения проблемы неравномерного развития или так называемого дуализма экономики внутри страны. И наконец, развивающиеся страны иногда утверждали, что их отсталость не имеет внутренних причин и скорее является следствием несправедливого международного экономического порядка, пересмотра которого они пытались достичь с помощью международных переговоров. В данной главе рассмотрим специфические вопросы торговой политики, возникшие в результате описанных выше причин. Следующая глава (12) посвящена проблемам развитых стран.

Внешнеторговая политика в целях промышленного развития Наверное, наиболее принципиальная разница между внешнеторговой политикой в развитых и бедных странах состоит в том, что в последних она направлена на стимулирование в первую очередь национальной промышленности. Такая направленность до какой-то степени объясняется тем, что промышленность стала символом национального развития. Большая часть развитых стран экспортирует в основном промышленные изделия, в то время как бедные страны экспортируют обычно сельскохозяйственное и минеральное сырье. Некоторые страны этой группы, стремясь подчеркнуть свою мощь и независимость, часто питают склонность к реализации грандиозных промышленных проектов, в частности, в сталелитейной и нефтехимической промышленности. Помимо соображений престижа, правительства подвержены воздействию и теоретических аргументов в пользу развития внешнеэкономической политики, направленной на развитие промышленности. Среди этих аргументов наиболее важны доводы в защиту от иностранной конкуренции молодых отраслей, о которых мы говорили в гл. 6.