История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Производительность труда и сравнительное преимущество

экономики. Открыв раздел бизнеса в какой-нибудь воскресной газете, вы уж, как минимум, одну статью, содержащую безграмотные утверждения о внешней торговле там отыщете. И, в частности, наиболее живучи три основных заблуждения. Наша простая модель сравнительных преимуществ как раз и доказывает, почему они неправильны. Миф первый: свободная торговля хороша лишь тогда, когда ваша страна имеет достаточную производительность, чтобы выдержать международную конкуренцию. Этот аргумент, чаще всего используемый для развивающихся стран, требует, чтобы эти рынки изолировались от мировой экономики до тех пор, пока они не смогут конкурировать там на равных. В 1983 г., например, один из журналистов "Уолл Стрит Джорнэл" написал: "Многие малые страны не имеют сравнительных преимуществ ни в чем"2. Это заблуждение было подкреплено технологическим вызовом США со стороны Японии, спровоцировавшим опасение, что США не смогут удержать свое технологическое лидерство, и внешняя торговля станет источником не выигрышей, а потерь. Чтобы увидеть ошибочность этих рассуждений, достаточно обратиться к приведенному выше числовому примеру. В нем отечественная экономика имеет меньшие трудозатраты на единицу продукции и большую производительность как в отрасли, производящей сыр, так и в винной отрасли. И тем не менее, как мы видели, обе страны выигрывают от торговли. Ошибочно думать, что возможность экспортировать зависит от абсолютных преимуществ в производительности. Журналист из "Уолл Стрит Джорнэл" должен был написать в своей статье, что "многие малые страны не имеют ни в чем абсолютных преимуществ по производительности". Он не смог понять, что наличие абсолютных преимуществ не есть ни достаточное и ни необходимое условие для наличия сравнительных преимуществ в производстве того же товара. В рассматриваемой однофакторной модели это можно увидеть совершенно четко: Конкурентные преимущества в какой-либо отрасли зависят не только от ее производительности по сравнению с такой же зарубежной отраслью, но и от соотношения уровней заработной платы внутри страны и за рубежом. А уровень заработной платы в стране зависит в свою очередь от уровней производительности во всех отраслях. В нашем числовом примере зарубежная экономика менее эффективна, чем отечественная, в производстве вина, но в производстве сыра этот разрыв еще больше. Из-за более низкой в целом производительности зарубежная экономика характеризуется меньшей оплатой труда, которая и позволяет ей иметь более низкие издержки в производстве вина. В реальной жизни, скажем, Португалия имеет более низкую производительность в производстве одежды по сравнению с США. Но поскольку во всех остальных отраслях производительность труда в Португалии еще ниже, то производители одежды там могут платить рабочим заработную плату на таком низком уровне, чтобы все-таки иметь сравнительные преимущества при торговле. Однако можно ли считать несправедливым конкурентное преимущество, основанное на низкой оплате труда? Многие считают, что это так. Это мнение мы рассмотрим как второе основное заблуждение относительно сравнительных преимуществ.