История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Попытка развивающихся стран поднять экспортные цены: сырьевые картели

Несмотря на все попытки в области индустриализации, большинство развивающихся стран остаются экспортерами сельскохозяйственного и минерального сырья и импортерами промышленных изделий. Таким образом, условия торговли развивающихся стран в целом определяются ценами на сырьевые товары относительно цен на готовые изделия. Поэтому правительства отсталых стран всегда интересовались различными способами повышения цен на сырьевые товары. Наиболее соблазнительным способом казалось создание картелей экспортеров сырья, в рамках которых страны, экспортирующие какой-либо вид сырьевых ресурсов, договариваются ограничивать предложение этого товара и согласовывать цены. В гл. 10 показано, что страна, являющаяся крупнейшим экспортером определенного товара, может поднять свое благосостояние за счет других стран, введя налог на экспорт. Однако если имеется несколько экспортеров, возможности каждой страны в отдельности ввести большой экспортный налог будут ограничены, поскольку часть выгоды от повысившихся цен достанется другим экспортерам, а не стране, которая ввела налог. Основная идея экспортного картеля состоит в том, что несколько экспортеров договариваются учитывать выгоду, которую они получат от введения каждым из них экспортного налога, поднимают цены (и увеличивают свое благосостояние) успешнее, чем если бы каждый из них действовал в одиночку. Например, представим себе, что Бразилия и Колумбия единственные в мире экспортеры кофе. Если бы Бразилия ввела экспортный налог на кофе с целью поднять мировые цены, некоторые потребители переключились бы на колумбийский. Объемы этого сдвига определили бы, насколько высокий экспортный налог могла бы ввести Бразилия. С таким же ограничением могла бы встретиться и Колумбия. Но если бы Бразилия и Колумбия подняли цены на кофе вместе, обе страны могли бы поднять их выше и получить большую выгоду (остальной мир соответственно понес бы потери).Выгода от создания картеля еще более ощутима, если он контролирует большую часть мирового производства, если возможность для потребителей переключиться на использование других видов продуктов невелика, а создание альтернативных источников снабжения затруднительно. История знает немало попыток создания картелей в самых разных отраслях от торговли нефтью до сбыта олова. Однако по большей части эти картели или распадались, или результаты их деятельности были далеко не так успешны, как рассчитывали их основатели. Объяснение этому частично лежит в ограниченности власти картеля: большая часть созданных картелей контролировала слишком малую часть мирового производства продукта и столкнулась как с переключением потребителей на другие продукты, так и с конкуренцией со стороны альтернативных источников снабжения. Не менее трудным для картелей оказалось навести дисциплину в своих рядах. Каждая страна член картеля испытывала соблазн тайно продавать большее количество продукции за спиной у других его членов. Если этому соблазну поддавались слишком многие, то для "честных" членов картеля теряло смысл стараться поддерживать картельную цену. Большинство сырьевых картелей не имели впечатляющих результатов, но можно привести одно блестящее исключение из этого правила. Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), созданная в 1961 г., в течение 1970-х годов смогла спровоцировать резкий подьем цен на нефть. В течение некоторого времени казалось, что ОПЕК может служить примером для других экспортеров сырья. Но фактически пример ОПЕК оказался уникальным, да и для самой этой организации в середине 1980-х годов наступили трудные времена. В чем же секрет ОПЕК? Частично ответ на этот вопрос кроется в том, что резкому сокращению предложения нефти и соответственно взлету цены на нее способствовали политические потрясения: арабо-израильская война привела к введению эмбарго, падение шахского режима в Иране в 1979 г. и ирано-иракская война (начавшаяся в 1980 г.) сократили поставки из зоны Персидского залива. Помимо этого, ОПЕК в начале 1970-х годов контролировал половину мирового производства нефти, без учета СССР, а спрос и предложения на нефть в краткосрочном периоде проявляли низкую эластичность. Нарушение картельной дисциплины не представляло большой проблемы для ОПЕК, по крайней мере на первом этапе его развития, из-за доминирующей роли Саудовской Аравии. По существу доля рынка, контролируемая ею, была настолько велика, что она могла поддерживать цену, сокращая добычу, даже если другие члены ОПЕК производили больше, чем полагалось. Эта специфика объясняет, почему картелирование в области нефти происходило успешнее, чем по другим сырьевым товарам. Но даже ОПЕК в последние годы испытывает проблемы: к 1986 г. долгосрочные сдвиги в спросе и возросшее предложение со стороны стран не членов ОПЕК привели к столь резкому снижению цен, что в настоящее время они находятся на самом низком с 1973 г. уровне. Несмотря на неудачные попытки повышения цен путем организации сырьевых картелей, развивающиеся страны утверждают, что необходимо предпринять какие-либо попытки улучшить их "условия торговли", которые ухудшились к середине 1980-х годов до рекордно низкого со времен Великой депрессии уровня. Несколько раз они предлагали развитым странам создать программы поддержки цен, в рамках которых международные организации выкупали бы сырьевые товары в случае падения цены на них ниже минимального уровня. Однако такие программы были бы исключительно дороги, и промышленно развитые страны не выражают горячего желания выделить необходимые для этого финансовые ресурсы.