История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Промышленная политика в развитых странах

Общие соображения в пользу промышленной политики Промышленная политика это стремление государства направить ресурсы в ту или иную отрасль, которую оно считает перспективной в отношении экономического роста. Поскольку это означает перемещение ресурсов из других отраслей, промышленная политика всегда предполагает развитие одних отраслей промышленности за счет других. Главная проблема для этой политики определение критерия отбора приоритетной отрасли, т.е. как выбрать те отрасли, которые получат поддержку за счет остальных.

Важно различать, какие отрасли должны стимулироваться правительством и в каких должен происходить экономический рост. В рыночной экономике некоторые отрасли будут развиваться, другие сжиматься под влиянием законов рынка. Для выработки действенной промышленной политики правительство должно быть в состоянии не просто определить отрасли, имеющие перспективы в будущем, оно должно быть готово к ответу на более важный вопрос: какие сферы хозяйства должны развиваться или сокращаться быстрее, чем их подталкивают к этому рыночные силы Например, мы можем утверждать, что сравнительное преимущество Соединенных Штатов состоит в переходе от традиционной "индустрии дымных труб" выплавки стали и автомобилестроения к производствам нового типа компьютерной индустрии и биотехнологии. Однако это соображение не предполагает, что американское правительство должно активно поощрять инвестиции в эти отрасли и переход туда рабочей силы, поскольку ресурсы и так перетекают туда в результате действия законов рынка. Для того чтобы обосновать активную правительственную программу, которая будет стимулировать переток ресурсов, необходимо показать, что этот процесс происходит слишком медленно, т.е. необходимо обосновать вмешательство правительства наличием дефекта рыночного регулирования.

Обычно аргументы в пользу той или иной промышленной политики, приводимые для широкой публики, не обязательно упираются в дефект рыночного регулирования. Вместо этого они содержат надежные с виду критерии для выделения тех или иных сфер экономики в качестве приоритетных для правительственной поддержки. Обычно сторонники промышленной политики в США утверждают, что правительство должно способствовать развитию отраслей:

1) с высокой добавленной стоимостью на одного работающего;

2) играющих роль "связующего звена";

3) имеющих потенциал роста в будущем;

4) избранных в качестве приоритетных правительствами других стран.

На первый взгляд эти аргументы выглядят довольно разумными, но по существу они весьма порочны.