История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Аргумент дешевой рабочей силы

Миф второй: зарубежная конкуренция является нечестной и наносит ущерб другим странам, если она базируется на низкой оплате труда. Этот аргумент дешевого труда особенно широко используется профсоюзами в борьбе против иностранной конкуренции. Сторонники этого аргумента утверждают, что отечественная промышленность не должна иметь дело с иностранными конкурентами, у которых более низкая производительность труда, но которые платят своим рабочим меньшую заработную плату. Это мнение весьма распространено, его разделяют даже некоторые уважаемые люди. Так, в 1986 г. "Нью-Йорк Тайме" опубликовала подряд три статьи профессора Джона Кулбертсона из Висконсинского Университета, где утверждалось, что иностранная конкуренция на основе низких заработных плат губительна для Соединенных Штатов. И вновь наш простой пример показывает ошибочность этого аргумента. Отечественная экономика более производительна, чем иностранная, в обеих отраслях. Но более низкие издержки производства вина за рубежом происходят только от более низкой там оплаты труда. Низкая оплата труда за рубежом, к слову сказать, не имеет отношения к вопросу о собственной выгоде от торговли. И не имеет значения, откуда идут более низкие издержки производства вина за рубежом от высокой производительности труда или низкой заработной платы. Единственное, что важно для отечественных производителей, так это то, что им дешевле с точки зрения затрат своего труда производить сыр и обменивать его на вино, нежели делать вино самим. Это хорошо для Отечества, ну а для Заграницы? Есть ли что-либо предосудительное в том, что кто-то строит свой экспорт на низкой заработной плате рабочих? Безусловно, не очень-то приятно оказаться в такой ситуации, но мысль о том, что внешняя торговля хороша лишь тогда, когда вы получаете высокую заработную плату, будет последним заблуждением, которого мы коснемся.