История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Заразительный пример промышленной политики других стран

В дискуссиях, ведущихся в Соединенных Штатах по вопросам промышленной политики, идея такой политики как оборонительной имеет значение окончательного критерия. Предположим, другие страны предоставляют поддержку определенной отрасли, что ведет к ее свертыванию в Соединенных Штатах. Должны ли Соединенные Штаты в ответ также начать поддерживать эту отрасль? Если нет, то в результате по существу производственная структура Соединенных Штатов будет определяться промышленной политикой других стран. Чтобы показать порочность данной посылки, рассмотрим развитие событий по другому сценарию. Предположим, другие страны достигают высокой эффективности в производстве какого-нибудь товара, например, изделий из текстиля, и в результате этого цены на мировых рынках на текстиль упадут. Какой должна быть реакция Соединенных Штатов? Поскольку происходит изменение в сравнительном преимуществе, Америка должна приспособиться к этому посредством перемещения ресурсов из текстильной индустрии в другие отрасли. Более того, рынок будет стремиться произвести этот сдвиг автоматически, потому что падение цен представляет собой стимул для этого. Если только в американской экономике нет какого-либо дефекта рыночного регулирования, то в правительственном вмешательстве с целью приостановить или, наоборот, ускорить процесс нет нужды. Вернемся к проблеме определения отраслевых приоритетов и предположим, что падение цен на текстиль происходит не из-за изменений в сравнительном преимуществе, а из-за того, что другие страны субсидируют производство текстиля. Должны ли в этом случае Соединенные Штаты реагировать по-другому? Ответ будет отрицательным. С точки зрения Соединенных Штатов нет никакой разницы в том, чем вызвано падение цен на текстиль изменениями в технологии за границей или субсидированием производства в зарубежных странах. В любом случае для максимизации своего благосостояния Соединенным Штатам следует вывести ресурсы из текстильной промышленности. Фермеру, решающему, что производить пшеницу или кукурузу, следует знать их относительную цену, но его решение не зависит от того, формируется ли цена рынком или устанавливается в результате государственной поддержки уровня цен. Французский экономист Фредерик Бастиа писал, что из наличия в гаванях других стран подводных скал не следует необходимость сооружения подобных скал в гаванях отечественных, точно так же желание других стран подвергать искажениям свою промышленность при помощи протекционизма не означает, что так же должны поступать и Соединенные Штаты.

Обычный контраргумент такой линии рассуждений гласит, что если Соединенные Штаты не будут отвечать на проведение другими странами политики отраслевых приоритетов, то Америка окажется вытесненной из ключевых отраслей. Это, однако, предполагает, что отрасли, выделяемые зарубежными странами в качестве приоритетных, являются первостепенно важными для экономического роста. Разумеется, если та или иная страна выделит в качестве приоритета ту или иную отрасль, это не означает само по себе существования некоего дефекта рыночного регулирования, требующего государственного вмешательства. Трактовка промышленной политики как защитной заставляет американцев принять суждения других стран относительно того, какие отрасли следует поддерживать. Как показано ниже на конкретных примерах, суждения как американского, так и других правительств, далеко не всегда хороши.До сих пор мы рассматривали критерии, оказывающие влияние на ход общественных дискуссий по вопросам промышленной политики. Эти критерии выглядят привлекательными, но не выдерживают скрупулезного экономического анализа. Должны ли в таком случае правительства отдавать промышленную политику на откуп ее активистам? Если сторонники этой политики не могут представить лучших аргументов, почему настоящие аналитики должны воспринимать ее серьезно? На эти вопросы существует два ответа. Первый из них имеет более практическое свойство: хотя эти идеи и не кажутся убедительными экономистам, они оказывают влияние на политическую практику. Важно выяснить, как промышленная политика осуществляется на практике (факты приводятся ниже в данной главе). Второй ответ на предложение не принимать промышленную политику всерьез заключается в том, что ограничивать вопрос рамками рассмотрения расхожих мнений означает придать идее промышленной политики неверное звучание. И хотя расхожие мнения по вопросам промышленной политики не выдерживают критики, существуют куда более тщательно продуманные аргументы, которые нам следует подробно рассмотреть. Эти аргументы не имеют политической подоплеки подобно более примитивным, рассмотренным нами выше, но они гораздо более интеллектуально содержательны. Более глубокие аргументы в пользу промышленной политики Ничто в рамках анализа, проведенного в гл. 9-10, и не свидетельствовало в пользу необходимости проведения промышленной политики. Однако этот анализ показывает, что сторонники активной государственной политики нуждаются в убедительном ее обосновании и таким обоснованием призван стать факт наличия дефектов рыночного регулирования. Недостаток подобного рода расхожих аргументов заключается в том, что они никогда не увязывают случаи государственного вмешательства с конкретными дефектами, причиной которых всегда выступает принцип невмешательства.

Недостаток аргумента, объясняющего необходимость государственного регулирования дефектами рынка, состоит и в том, что эти дефекты трудно определить. Экономисты, изучающие промышленно развитые страны, выделяют два дефекта в экономике этих стран, вызывающие потребность в промышленной политике. Один из них связан с тем, что фирмы, дейетагутощие в отраслях с высокими технологиями, не могут уловить часть выгоды, которая проистекает от создания ими новых знаний jj улавливается" другими фирмами. Другой СВЯЗаН С Наличием МОНОПОЛЬНЫХ Прибылей В высококонпентрированых олигополистических отраслях.