История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Промышленная политика в других странах

Другие страны тоже проводили в послевоенный период определенную промышленную политику, но ни одна из них не применяла так широко государственный контроль и не достигла таких успехов, как Япония. Такую политику с разной степенью настойчивости в разные периоды проводила Франция. Определенная политика, хотя и без четко выраженной индустриальной стратегии, имеется и у Соединенных Штатов в основном в области сельского хозяйства и военных закупок. Эту политику некоторые аналитики считают промышленной. Французская промышленная политика. Больше всего обращает на себя внимание тот аспект французской промышленной политики, который связан с попытками поддержать французские фирмы в их техническом соревновании с иностранными. Начиная с 1960-х годов французское правительство было обеспокоено тем, что в число мировых лидеров в области технологии выдвинулись американские, а позднее японские компании. Этому господству правительство попыталось противопоставить французские фирмы так называемые национальные чемпионы, способные выдерживать конкуренцию на мировых рынках. Для создания таких национальных чемпионов правительство поощряло слияние малых фирм в более крупные образования. Оно употребляло все свое влияние для создания "привилегированных рынков", например, обязывая государственные телефонные компании закупать компьютерное оборудование и средства телекоммуникаций только у национальных фирм. В некоторых случаях, особенно явно это проявилось в авиастроении, большие государственные субсидии предоставлялись для поддержки отраслей, которые считались ключевыми. Как сработала французская промышленная политика? До конца 1970-х годов экономика страны развивалась хорошо, опережая по темпам роста Германию и оставив далеко за собой Великобританию. С тех пор, однако, во Франции началась тяжелая безработица, которая, впрочем, поразила почти все остальные страны Европы. Однако примечательным в опыте Франции было то, что преуспевали как раз не те отрасли, что пользовались государственной поддержкой. Французская компьютерная индустрия по сей день зависит от защищенных рынков, а усилия по развитию авиастроения увенчались успехом в области технологии лишь за счет больших финансовых потерь. Эти причины вряд ли позволяют считать промышленную политику Франции двигателем экономического роста. Промышленная политика Соединенных Штатов. США придерживаются идеологии свободного рынка, которая исключает открытое государственное руководство экономикой типа того, к которому прибегала Япония в начальный период. Тем не менее американское правительство сыграло первостепенную роль в стимулировании роста в ряде областей. Наиболее очевидно это происходило в сельском хозяйстве. Здесь американское правительство вплотную приблизилось к промышленной политике, которую действительно стоило проводить, основываясь на одном из более глубоких аргументов, которые мы обсуждали выше. Вспомним, что проблема признания собственности на научные знания может быть причиной государственного вмешательства в той или иной отрасли. В сельском хозяйстве, основанном на семейных фермах, эта проблема особенно остра: любое нововведение может быть тиражировано тысячами фермеров, которые ничем не рискуют в отличие от первопроходца. Для смягчения этой проблемы американское правительство организовывало исследования в области сельскохозяйственных технологий и распространяло информацию о них через Службу сельскохозяйственного развития. Кроме того, государство играло ведущую роль во многих широкомасштабных акциях, которые требовали коллективных усилий типа строительства ирригационных сооружений. Такое государственное вмешательство диктуется наличием дефекта рыночного регулирования и поддерживается даже скептически настроенными по отношению к промышленной политике экономистами. Вторая важная задача американского правительства оборона. В силу больших размеров национального дохода в сравнении с другими промышленно развитыми странами и больших расходов на оборону государственный сектор Соединенных Штатов является крупнейшим в мире рынком военной техники. Неудивительно, что Соединенные Штаты доминируют в производстве таких изделий военной промышленности, как истребители, что приносит большой эффект от масштабов производства. В некоторых случаях, похоже, американские военные расходы дают фирмам США преимущество в производстве товаров гражданского назначения. Например, один из наиболее удачных гражданских самолетов фирмы Боинг ("Боинг-707", производство которого было начато в 1960 г.) немало "перенял" у спроектированного ранее военного самолета (бомбардировщик В-52). Конечно, рынок военных закупок позволяет американским фирмам использовать эффект масштаба, что помогает им в работе на рынках гражданской продукции. Например, долгое время после того как прекратились поставки "Боинга-707" на гражданский рынок, этот самолет продолжал поставляться военному ведомству для установки на нем системы раннего предупреждения АВАКС. Военные исследования и конструкторские разработки дают фирмам США научный задел, который они могут использовать в других целях. Как всегда в вопросах промышленной политики, количественная оценка ее последствий вызывает много споров. Однако европейские аналитики, объясняя отставание от Соединенных Штатов и Японии, полагают, что на практике промышленная политика Америки ничуть не менее эффективна, чем японская. дебаты по поводу телевизионной техники с высокой разрешающей, способностью В 1988-1989 гг. тревога по поводу технологического отставания Соединенных Штатов вылилась в конкретную проблему: часть американских электронных фирм открыто отказалась вступать в конкуренцию на новом рынке телевидения с высокой разрешающей способностью. Телевизор с высокой разрешающей способностью представляет собой симбиоз телевизора и компьютера. Получаемый цифровой сигнал обрабатывается, изображение имеет примерно вдвое лучшую разрешающую способность и более высокое качество, чем на экране обычного телевизора. Энтузиасты данной идеи утверждают, что она перевернет как бытовую, так и производственную электронику. Это нововведение пока не оказывает большого влияния на качество изображения в обычных телевизорах, но уже сейчас оно существенно улучшает его в крупногабаритных. Если новая технология для больших широкоэкранных телевизоров станет достаточно экономичной, это создаст потребность в ее применении и ускорит ее развитие. Новое телевидение может быть очень важным для производственных центров и вообще везде, где высокое качество изображения имеет решающее значение. В то время как в 1989 г. и европейские, и японские фирмы осуществляли широкомасштабные вложения в развитие нового телевидения, ни одна американская фирма этого не делала. Это вызвало глубокую озабоченность по поводу возможного отставания Соединенных Штатов в технологической гонке и требования открыть субсидируемую государством программу развития нового телевидения с целью поддержания конкурентоспособности Америки. Эта ситуация наглядно демонстрирует трудности в проведении промышленной политики. На первый взгляд, новое телевидение имеет все признаки приоритетной отрасли. Это, безусловно, высокотехнологичная отрасль, которая может порождать внешние выгоды как посредством создаваемой в ее рамках технологии, так и посредством создания внутреннего рынка сбыта другой высокотехнологичной продукции типа полупроводников. Кроме того, это производство достаточно концентрировано, поэтому здесь в полной мере применим аргумент внешнеторговой стратегии. Для многих конгрессменов субсидирование развития нового телевидения в Соединенных Штатах было вопросом решенным. Тем не менее имелись и серьезные сомнения. Скептики, особенно Бюджетное бюро Конгресса, указывали, что размеры рынка для нового телевидения совершенно не определены, и преувеличение его перспектив может привести к мировой перенасыщенности продукцией этой отрасли. Более того, они утверждали, что даже если рынок нового телевидения окажется таким же обширным, как рынок, скажем, обычных телевизоров, то и тогда на его долю придется незначительная часть потребления высокотехнологичных изделий, например, полупроводников, которые предполагалось широко применить в этой индустрии. Защитники программы развития нового телевидения, напротив, утверждали, что оно найдет широкое применение в различных специализированных отраслях и это приведет к появлению внешних выгод от использования более широкого круга технических новинок. Особенно большие споры вызывало определение понятия изделие американского происхождения". В отсутствие программы поддержки нового телевидения было ясно, что в этой отрасли будут господствовать японские и европейские фирмы. Однако было очевидно, что большая часть производственных мощностей этих фирм будет размещена на территории Соединенных Штатов. Поскольку большая часть телевизоров, реализуемых на рынке США, производится в Америке, хотя и на предприятиях, принадлежащих иностранным фирмам, за небольшим исключением телевизоры Zenith производятся американской фирмой в Мексике. И сторонники, и противники программы поддержки нового телевидения сходились в одном: кто бы ни победил в технологической гонке, большая часть новых изделий будет производиться в Америке: Поэтому дебаты вокруг нового телевидения охватывали вопросы не только промышленной политики, но и иностранных капиталовложений.

Интересно, что другие технологические сдвиги, произошедшие во время дискуссии, сделали все японские и европейские чудесо телевидения устаревшими до их внедрения в производство. Новая технология "сжатия" информации, похоже, в корне поменяла правила игры. Представим себе, что передается сюжет, в котором актеры некоторое время действуют на фоне, включающем участок голубого неба. По старой технологии необходимо передавать несколько тысяч сигналов каждую долю секунды, еще и еще раз оповещающих каждую точку экрана о необходимости поддерживать голубой цвет. Новая технология позволяет информировать "умный" телевизор о том, что "вся левая верхняя часть экрана должна быть окрашена в голубое до следующей команды". Оказалось, что новое телевидение может быть внедрено при более скромных издержках и с меньшими изменениями системы телевещания, чем предполагалось по предложенной ранее схеме. Еще большая ирония судьбы состоит в том, что на момент написания данной книги оказалось, что в этой новой технологии лидируют американские компании, которые в конце концов, по-видимому, выиграют конкуренцию. Несколько ситуационных анализов из области промышленной политики Насколько эффективна промышленная политика? Она проводилась в самых различных отраслях. Для того чтобы продемонстрировать трудности, возникающие при ее оценке, рассмотрим три ситуации: поддержку выплавки стали в качестве приоритетной отрасли в Японии в 1960-е начале 1970-х годов, поддержку авиастроения в Европе и государственную политику, направленную на развитие полупроводников в Японии в конце 1970-х начале 1980-х годов.

гуационный анализ