История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Ситуационный анализ

поддержка авиастроения в европе в 1970-е-1980-е годы Господство Соединенных Штатов в течение долгого времени в области авиастроения было настоящим символом научно-технического прогресса Америки. Особенно важным этот символ представлялся для политиков, то и дело выступавших на различных политических собраниях. Неудивительно поэтому, что попытки европейских правительств создать авиапромышленность, способную конкурировать с американскими фирмами, имеет длительную историю. В 1950-е-1960-е годы эти попытки предпринимались в основном на национальном уровне и имели мало успеха. Начиная с конца 1960-х годов были проведены две акции на межправительственном уровне по развитию авиастроения. Создание Великобританией и Францией сверхзвукового самолета Конкорд* представляет собой одну из таких попыток. Технически возможным создание сверхзвукового самолета стало в конце 1960-х годов, но фирмы сомневались, насколько прибыльным будет их производство. В Соединенных Штатах политическая кампания, направленная на выделение государственных денег на финансирование проекта, потерпела фиаско, но в Европе Англия и Франция согласились совместно нести связанные с этим расходы. Это соглашение имело сложное логическое обоснование. Существовала некоторая надежда, что произойдет распространение новых технических знаний. Однако более важными были соображения престижа и значение Конкорда* как символа европейского сотрудничества.В финансовом смысле результат оказался неутешительным. Конкорды* очень дороги в эксплуатации и даваемая ими экономия времени не покрывает издержек по их эксплуатации. Было закуплено всего лишь несколько этих самолетов, и то лишь авиакомпаниями Англии и Франции.

Добрые слова в адрес Конкорда* можно сказать лишь за то, что благодаря ему была подготовлена почва для реализации другого европейского проекта в области авиастроения проекта Аэробус*.

Аэробус* представляет собой созданный на правительс твенном уровне консорциум по производству пассажирских самолетов, конкурентоспособных с американскими. Капитальные затраты и некоторые другие издержки субсидировались европейскими правительствами членами консорциума. В отличие от Конкорда* в рамках проекта Аэробус* удалось создать самолет, пригодный для коммерческой эксплуатации. Семейство широкофюзеляжных, многоцелевых пассажирских самолетов АЗОО по техническим показателям и эксплуатационным расходам сопоставимо с наиболее коммерчески успешными американскими самолетами. Однако, к сожалению, и сейчас, после многих лет развития, Аэробус* имеет более высокие издержки производства, чем компания Боинг* его главный американский конкурент. Аэробус* завоевал значительную долю рынка, но только за счет постоянно продолжающегося субсидирования. Пример Аэробуса* весьма интересен потому, что хорошо вписывается в наше обсуждение внешнеторговой стратегии. Эффект масштаба в авиастроении столь велик, что в мире могут существовать только один-два производителя подобной техники. Европейское субсидирование проекта Аэробус* может быть представлено как попытка ликвидировать первоначальное преимущество Америки и перехватить некоторую часть этого прибыльного рынка европейцами. К сожалению, результат больше напоминает данные табл. 12.3 и 12.4, чем табл. 12.1 и 12.2. Боинг не удалось вывести из игры, и Аэробус по настоящее время поглощает большое количество государственных денег.