История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Счета национального дохода

Центральным объектом макроэкономического анализа является валовой национальный продукт страны (ВНП) стоимость всех конечных продуктов и услуг, производимых ее факторами производства и продаваемых на рынке в течение определенного периода. ВНП основной показатель, изучаемый макроэкономистами, исчисляется сложением рыночной стоимости всех затрат на конечный выпуск. Поэтому ВНП включает стоимость таких товаров, как хлеб, продаваемый в супермаркете, учебники, продаваемые в книжном магазине, а также стоимость услуг, предоставляемых контролерами и упаковщиками супермаркета и университетскими профессорами. Поскольку продукция не может производиться без участия факторов производства, расходы, составляющие ВНП, тесно связаны с использованием труда, капитала и других факторов производства. Чтобы провести различие между разными типами расходов, входящих в ВНП страны, экономисты и статистики государственных учреждений, составляющие счета национального дохода, подразделяют ВНП по четырем возможным целям использования, во имя которых покупается выпускаемая в стране продукция: 1) потребление количество продукции, потребляемое жителями страны, 2) инвестиции количество продукции, накапливаемое частными фирмами, чтобы построить новые заводы и создать оборудование для будущего производства, 3) государственные закупки количество продукции, используемое правительством и 4) баланс текущих операций величина чистого экспорта товаров и услуг иностранцам. Для описания этой четырехзвенной классификации используется термин "счета национального дохода", а не "счета национального выпуска", потому что

доход страны фактически равен ее выпуску. Таким образом, счета национального дохода классифицируют каждую сделку, вносящую вклад в создание национального дохода, в соответствии с типом расходов, которые обеспечивают его рост. Рис. 13.1 показывает, каким образом ВНП США распределялся в 1991 г. между четырьмя его составляющими.

Почему полезно делить ВНП на потребление, инвестиции, государственные закупки и баланс текущих операций? Один из главных доводов в пользу такого деления состоит в том, что невозможно понять причину конкретного спада или бума, не зная, как изменились основные статьи расходов. А без такого понимания нельзя дать рекомендации в отношении разумной ответной политики. Кроме того, счета национального дохода предоставляют информацию, существенную для исследования причин того, почему одни страны богаты, т.е. имеют высокий уровень ВНП по отношению к размерам населения, в то время как другие бедны.