История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Национальный продукт и национальный доход

Чтобы понять, как экономисты анализируют ВНП, необходимо сначала более детально объяснить, почему ВНП, созданный страной за определенный период, должен равняться ее национальному доходу, т. е. доходу, созданному в этот период ее факторами производства. 1 Наше определение сальдо счета текущих операций не является строгим в том случае, когда страна чистый донор или чистый получатель иностранных даров. Эта возможность, наряду с некоторыми другими, усложняет также наше отождествление ВНП с национальным доходом. Позднее в этой главе мы покажем, как надлежит изменить в таких случаях определения национального дохода и сальдо счета текущих операций. 304 ВНП США и его составные части, 1991 г. Валовой национальный продукт Америки, составивший в 1991 г. 5,7 триллиона долларов, можно разбить на четыре показанные на рисунке составные части Источник: Министерство торговли США, Survey of Current Business, June, 1992. Миллиарды долларов 6000-5000-4000 -3000 -2000-1000-0-1000 Ч ВНП

Баланс текущих операций Основанием для этого равенства является то, что каждый доллар, израсходованный на покупку товаров и услуг, в конечном счете автоматически попадает в чей-либо карман. Простым примером того, каким образом увеличение выпуска продукции увеличивает национальный доход на ту же величину, может служить визит к врачу. Те 75 долл., которые вы платите врачу, представляют рыночную стоимость предоставляемых вам услуг, поэтому ваш визит увеличивает ВНП на 75 Долл. Но 75 долл., уплаченные вами врачу, увеличивают также его доход. Поэтому национальный доход возрастает на 75 долл. Принцип, согласно которому выпуск продукции и доход это одно и то же, применим и к товарам, даже тем из них, которые производятся с помощью многих факторов производства. Рассмотрим пример из учебника по экономической теории. Когда вы покупаете у издателя новую книгу, стоимость вашей покупки входит в ВНП. Но ваш платеж включает доход от факторов производства, участвовавших в создании книги, поэтому издатель должен посредством продаж оплатить услуги этих факторов. Во-первых, существуют авторы, редакторы, художники и наборщики, трудовые вклады которых необходимы для создания книги. Во-вторых, существуют акционеры издательской компании, получающие дивиденды за привлечение капитала, используемого в производстве. Наконец, существуют поставщики бумаги и типографской краски, обеспечивающие промежуточные материалы, используемые при выпуске книги. Бумага и краска, купленные издательством для выпуска книги, не учитываются в ВНП отдельно, так как их вклад в стоимость национальной продукции уже включен в цену книги. Именно во избежание подобного повторного счета мы включаем в определение ВНП только продажу конечных товаров и услуг: продажи промежуточных товаров и услуг, таких, как бумага и краска, закупаемые издателем, не учитываются. Заметьте также, что продажа учебника, бывшего в употреблении, в ВНП не учитывается. В нашем определении учитываются лишь конечные товары и услуги, которые производятся, а бывший в употреблении учебник под это определение не подходит: он учитывался в ВНП в то время, когда был продан впервые. Аналогично продажа учебника, бывшего в употреблении, не создает дохода какого-либо фактора производства.