История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Производительность труда и сравнительное преимущество

Сравнительные преимущества в случае нескольких товаров

Выше мы рассматривали модель экономики, где производилось и потреблялось только два товара. Этот упрощенный анализ позволил уяснить немало важных моментов, касающихся сравнительных издержек и торговли, а также, как мы увидели только что, дал удивительно разнообразные поводы для дебатов по внешнеторговой политике. Чтобы приблизиться к реальности, надо, однако, рассмотреть как сравнительные преимущества работают в модели с множеством товаров. Вновь представим себе мир, состоящий из двух стран: Отечества и Заграницы. Как и раньше, каждая из стран имеет лишь один фактор производства труд. Обе страны теперь, правда, имеют возможность производить и потреблять множество товаров скажем,

различных благ. Мы присвоим им номера от 1 до

. Технология производства может быть описана трудозатратами на единицу продукции, т.е. числом часов рабочего времени, затрачиваемым на производство единицы каждого товара. Обозначим отечественные трудозатраты на отдельный товар как

, где

номер, присвоенный нами этому продукту. Если сыр у нас будет продуктом номер 7, то

будет обозначать трудозатраты на производство единицы сыра. По принятому нами выше правилу трудозатраты на единицу товара за рубежом будем обозначать

Для анализа торговли введем еще одно условие. Для каждого товара мы можем подсчитать

отношение отечественных трудозатрат на единицу к зарубежным. Уславливаемся, что номер товара соответствует величине

чем меньше номер, тем ниже этот показатель. Тем самым мы присвоили номера товарам так, что