История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Являются ли соединенные штаты крупнейшим в мире должником?

Бюро экономического анализа (БЭА) Министерства торговли Соединенных Штатов осуществляет надзор за деятельностью по сбору обширных данных, скрывающейся за статистикой американских счетов национального дохода и национального продукта и статистикой платежного баланса США. Кроме того, БЭА публикует отчетность по ежегодным оценкам международных инвестиционных позиций Соединенных Штатов чистых активов страны за рубежом. Эти оценки показали, что в конце 1991 г. Соединенные Штаты имели отрицательную позицию по чистым активам за рубежом в гораздо большей степени, чем любая другая отдельно взятая страна. Выше мы видели, что баланс текущих операций измеряет поток новых чистых требований по покупке иностранных активов, которые страна приобретает, экспортируя больше товаров и услуг, чем импортируя. Этот поток, однако, не единственный фактор, вызывающий изменения чистых активов страны за рубежом. Кроме того, чистые активы страны за рубежом могут изменяться под влиянием изменения рыночной цены ранее приобретенных активов. Так, например, когда в период с 1990 по 1992 г. рыночная стоимость ценных бумаг на японском фондовом рынке снизилась более чем наполовину, стоимость требований американских и европейских собственников по покупке японских акций подскочила, в результате чего чистые активы Японии за рубежом выросли. Прежде чем давать окончательную оценку чистым активам США за рубежом, БЭА должно корректировать стоимость существующих требований на величину таких доходов и убытков на капитал. В настоящее время БЭА производит две оценки чистых активов США за рубежом, различающиеся подходом к прямым иностранным инвестициям (см. гл. 7). До 1991 г. прямые иностранные инвестиции оценивались по их историческим, т. е. первоначальным, покупным ценам. Эта практика приводило к занижению стоимости чистых активов США за рубежом, поскольку большая часть прямых иностранных инвестиций в Соединенных Штатах появилась позднее, чем прямые инвестиции США за рубежом, стоимость которых со временем имела тенденцию к росту. В настоящее время для оценки текущей стоимости прямых иностранных инвестиций БЭА применяет два различных метода: метод текущих издержек, согласно которому прямые инвестиции оцениваются по издержкам их сегодняшнего приобретения, и метод рыночной стоимости, смысл которого в определении цены, по которой инвестиции могли бы быть проданы. Эти методы могут приводить к различным оценкам, так как и издержки по замещению конкретных прямых инвестиций, и цену, которую они принесли бы при продаже на рынке, определить весьма непросто. (Данные о чистых иностранных активах, используемые на рис. 13.2, представляют собой оценки по методу текущих издержек.)

В табл. 13.5 воспроизводится отчет БЭА о том, как им были проведены корректировки оценки для определения баланса чистых иностранных инвестиций США на конец 1991 г. Из сделанной им оценки чистых активов за рубежом для 1990 г. (-294,8 млрд. долл. при исчислении по текущим издержкам, или -272,0 млрд. долл. по рыночной стоимости) БЭА (колонка а) была вычтена, составившая 4,8 млрд. долл. величина чистого притока капитала в США в 1991 г. сумма строк 4 и 5 табл. 13.3. (Помните ли вы, почему приток капитала в Соединенные Штаты приводит к сокращению чистых зарубежных активов США?) Затем стоимости ранее имевшихся активов были скорректированы на различные изменения в их долларовых ценах (колонки б, в и г). Как можно видеть из колонки б, стоимость иностранных активов в Соединенных Штатах росла в большей степени, чем стоимость активов США за границей, главным образом потому, что рынки акций и облигаций США в 1991 г. в большей мере характеризовались тенденцией к росту цен, чем рынки других стран. Таким образом, чистые активы США за рубежом уменьшились гораздо больше, чем на 4,8 млрд. долл. новых чистых притоков капитала из-за границы. По оценке БЭА чистые активы США за рубежом для 1991 г., основанные на оценке прямых инвестиций методом текущих издержек, составили 361,5 млрд. долл. Основываясь на методе рыночной стоимости, БЭА дает еще более низкую оценку чистых зарубежных активов в 1991 г. 381,8 млрд. долл. Этот долг почти равен по величине совокупной иностранной задолженности всех развивающихся стран Западного полушария, составившей в 1991 г. 433,4 млрд. долл. Однако чтобы сопоставить эти цифры, важно понимать, что чистая иностранная задолженность США (оцененная по методу текущих издержек) составляла только 6,4% ВНП страны, в то время как чистая иностранная задолженность Аргентины, Бразилии, Мексики, Венесуэлы и других должников из Западного полушария составила более 40% от их общего ВНП! Таким образом, внешний долг США представляет собой значительно меньшую "откачку* дохода, чем внешний долг южных соседей США. Безусловно, Соединенные Штаты являются крупнейшим в мире должником. Однако причин для тревоги нет, потому что ВНП США также крупнейший в мире, и США не угрожает опасность быть неспособными выплатить свои иностранные долги. Помните также, что взятие займов за границей не всегда плохая идея: страна, берущая займы за границей с целью осуществления прибыльных внутренних инвестиций, может выплатить долги кредиторам и при этом все еще располагать средствами . К несчастью для США, большая часть их иностранной задолженности в 1980-х гг. финансировала, как мы видели в последнем случае ситуационного анализа, не инвестиции, а бюджетный дефицит. Поэтому будущие поколения граждан США столкнутся с реальным бременем выплаты вытекающего из сложившейся ситуации долга иностранным государствам.Исчисление баланса официальных платежей США за 1991 год (млрд. долл.) Кредит Дебет Счет текущих операций

(1) Экспорт + 704,9 (2) Импорт - 716,6 (3) Чистые односторонние ереводы + 8,0 (4) Баланс текущих операций - 3,7 [(1) + (2) + (3)]

Счет нерезервного капитала (5) Активы США за рубежом (исключая официальные резервы США)

(прирост -) - 68,0

(6) Иностранные активы в США + 48,6 (исключая иностранные официальные резервы)

(прирост +)

(7) Баланс нерезервного капитала - 19,4 [(5) + (6)]

(8) Статистические погрешности - 1,1

(9) Баланс официальных платежей - 24,2 [(4) + (7) + (8)]

Сделки с официальными резервами

(10) Официальные резервные активы США за рубежом + 5,8

(прирост -) Из них:

Золото Специальные права заимствования - 0,2

Резервные активы в МВФ - 0,4

Иностранная валюта + 6,3

(11) Иностранные официальные активы в США +18,4 (прирост +)

Из них:

Ценные бумаги правительства США +17,1 Другие обязательства правительства США + 1,6

Обязательства банков США, - 1,7

не включенные где-либо еще Другие + 1,4

(12) Баланс официальных резервов +24,2 [(10)+(11)]

Источник: Министерство торговли США, Survey of Current Business, June 1992, p. 79. Итоги могут отличаться от сумм из-за округления. Таблица 13.5. Сальдо международных инвестиций Соединенных Штатов на конец года, 1990 и 1991 г. (млн. долл.) Продолжение табл. 13.5 Представляет приращения или потери активов, деноминированных в иностранной валюте, вызванные их переоценкой по текущим валютным курсам.

, Включает изменения в покрытии, статистические погрешности и другие корректировки стоимости активов.

. Отражает изменения стоимости официального золотого запаса, вызванные колебаниями рыночной цены золота.

. Отражает изменения в золотом запасе, вызванные продажами Казначейством золотых медальонов, памятных золотых и серебряных монет; также отражает пополнение золотого запаса через закупки на открытом рынке. Эти демонетизации (монетизации) не включены в потоки капитала, участвующие в международных сделках.

5. Включает также оплаченную часть подписки на капитал международных финансовых институтов и просроченные суммы различных требований, расчеты по которым были урегулированы посредством международных соглашений и должны быть произведены с Правительством США по истечении периодов более одного года. Исключает долги, связанные с Первой мировой войной, которые обслуживанию не подлежат.

6. Включает задолженность, которую заемщик может, согласно контракту или по своему выбору, выплатить в валюте своей страны, в валюте третьей страны либо посредством поставки товаров или оказания услуг.

7. Главным образом обязательства Правительства США, связанные с контрактами военных закупок и другими сделками, заключаемыми с официальными иностранными учреждениями или с их помощью.