История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Валютные курсы и относительные цены

Спрос на экспорт и импорт, подобно спросу на все товары и услуги, подвергается воздействию относительных цен, таких, как цены свитеров, выраженные в джинсах. Мы только что видели, каким образом валютные курсы позволяют индивидуумам сравнивать цены внутренних и внешних рынков, выражая их в единицах одной и той же валюты. Сделав еще один шаг в этом анализе, можно увидеть, что валютные курсы позволяют также вычислять относительные цены товаров и услуг, цены которых выражены в разных валютах. Американец, решающий, сколько истратить на американские джинсы, а сколько на британские свитеры, должен перевести цены этих товаров в одну и ту же валюту, чтобы вычислить цену свитера, выраженную в джинсах. Как мы видели, обменный курс, равный 1,50 долл. за фунт, означает, что американец платит 75 долл. за свитер, цена которого в Великобритании составляет 50 ф. ст. Поскольку цена пары американских джинсов составляет 45 долл., цена свитера, выраженная в джинсах, равняется ($75 за свитер) / ($45 за пару джинсов) = 1,67 пар джинсов за свитер. Естественно, британец сталкивается с той же самой относительной ценой за свитер, равной (50 фунтов за свитер) / (30 фунтов за пару джинсов) = 1,67 пар джинсов за свитер. В табл. 14.1 показаны относительные цены, подразумеваемые обменными курсами 1,25 долл. за фунт, 1,50 долл. за фунт и 1,75 долл. за фунт, при условии, что цена джинсов в долларах и цена свитеров в фунтах не затрагиваются изменениями обменных курсов. Чтобы проверить, насколько вы поняли материал, попытайтесь самостоятельно рассчитать эти относительные цены и подтвердить, что результат вычислений будет одним и тем же и для британца, и для американца. Данные таблицы показывают, что если цены товаров, выраженные в деньгах, не меняются, удорожание доллара по отношению к фунту понижает цену свитеров, выраженную в джинсах (за каждую пару джинсов можно купить больше свитеров), в то время как обесценение доллара по отношению к фунту повышает цену свитеров, выраженную в джинсах (за каждую пару джинсов можно купить меньше свитеров). Вычисления иллюстрируют общий принцип: при прочих равных условиях удорожание валюты страны повышает относительную цену ее экспорта и понижает относительную цену ее импорта. Напротив, обесценение валюты страны понижает относительную цену экспорта страны и повышает относительную цену ее импорта.