История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Международный валютный рынок

Подобно тому как другие цены в экономике определяются взаимодействием покупателей и продавцов, обменные курсы определяются взаимодействием домохозяйств, фирм и финансовых учреждений, покупающих и продающих валюты для осуществления международных платежей. Рынок, на котором происходят международные сделки с валютами, называется международным валютным рынком.

Главные участники международного валютного рынка коммерческие банки, корпорации, занимающиеся международной торговлей, небанковские финансовые учреждения, такие, как фирмы по управлению активами и страховые компании, и центральные банки.

Отдельные лица, например, турист, покупающий иностранную валюту у стойки отеля, также могут быть участниками международного валютного рынка, но такие сделки с наличностью составляют незначительную долю совокупной торговли валютой. Опишем главных действующих лиц этого рынка и их роли. 1. Коммерческие банки. Коммерческие банки центральное звено международного валютного рынка, потому что почти каждая международная сделка существенных размеров предполагает дебетование и кредитование счетов коммерческих банков в различных финансовых центрах. Таким образом, значительное большинство сделок с валютами предполагает обмен банковскими депозитами, деноминированными в различных валютах. Рассмотрим пример. Предположим, "Экссон Корпорейшн" собирается заплатить 160 ООО немецких марок немецкому поставщику. Сначала "Экссон" получает котировку валютного курса от собственного коммерческого банка Серд Нэйшнл Бэнк. Затем она дает ему поручение продебетовать долларовый счет "Экссон" и заплатить 160 ООО немецких марок, получение максимальной выгоды от дешового доллара В 1992 г. доллар обесценился по отношению к иностранным валютам, вновь упав как против немецкой марки, так и против японской иены. В результате этого американские товары и услуги необычайно подешевели по отношению к товарам в Европе и Японии. Не только экспортеры Соединенных Штатов получили возможность увеличить продажи за границей, но и миллионы иностранных туристов толпами двинулись в США, чтобы насладиться дешево обходящимся отдыхом, набить чемоданы одеждой, ювелирными изделиями, антиквариатом и бытовыми приборами, покупка которых дома обошлась бы гораздо дороже. Сообщая об этой тенденции, Сильвия Назар из "Нью-Йорк Тайме" описала эту ситуацию следующим образом: "Для швейцарского бизнесмена, только что сошедшего с "Конкорда", 120 долл. за номер в "Плазе* вполне сопоставимы со счетом за завтрак у себя дома. Для подростка из Парижа наклейка с надписью "$9" на магнитофонной пленке в "Тауэр Рекордз* или "$30" на паре джинсов Леви 501* выглядят убедительнее любой рекламы, призывая: Купи, возьми задаром**. Она отметила, что при нынешних валютных курсах бизнесмен, едущий, например, в Чикаго, найдет, что плата за ночь пребывания в отеле составляет лишь от половины до одной трети стоимости сравнимых номеров в крупнейших европейских городах. Некоторые американские компании устанавливают бесплатные телефонные линии, позволяющие европейским покупателям с удобствами заказывать покупки по почте. Один британец, делавший покупки, заказывая их по телефону, получил от калифорнийской компании персональный компьютер, который в Соединенном Королевстве стоил в два раза дороже, чем в США. Невзирая на значительный размер британских налогов на импорт, этот британец сэкономил примерно 1100 долл., компьютер же прибыл спустя всего лишь четыре дня. Дешевый доллар снизил американские цены до уровня, при котором иностранцам фактически стало выгодно прилетать в Соединенные Штаты за покупками: даже после вычета стоимости авиабилетов и гостиничных номеров они экономили деньги! Швейцарская авиалиния Свиссэр* начала планировать в качестве комплексной услуги зимнее путешествие для европейцев на уик-энд в Чикаго с целью шоппинга в пригородном Герни Молл"; Бритиш Эйруэйз" предлагать предрождественские комплексные услуги, включающие перелет в Нью-Йорк и обратно и две ночи в отеле, и все за 580 долл.*** Трансокеанские экспедиции с целью шоппинга не были, однако, совершенно новым явлением. Еще в 1985 г., когда курс доллара был высок, американцы летали в Европу в поисках выгодных сделок. переведя их на счет поставщика в немецкий банк. Если валютный курс, сообщенный "Экссон" Серд Нэйшнл Банк, равен 0,35 долл. за немецкую марку, то со счета "Экссон" на дебет немецкого банка переводится 56 ООО долл. (0,35 долл. за марку Г 160 ООО немецких марок). Окончательный результат сделки обмен депозита в Серд Нэйшнл Бэнк в размере 56 ООО долл. (теперь принадлежащего немецкому банку, поставившему немецкие марки), на депозит в 160 ООО немецких марок, использованный Серд Нэйшнл Бэнк для уплаты немецкому поставщику "Экссон". Как показывает этот пример, банки обычно выходят на международный валютный рынок, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов, главным образом корпораций. Банки также могут участвовать в сделках с валютами, чтобы изменить валютную структуру собственных активов и обязательств. Кроме того, обычной для банков практикой на международном валютном рынке является котирование курсов, по которым они хотят купить валюты у других банков и продать им валюты. Банки могут действовать через посредство специализирующихся на валютных операциях брокеров, если хотят заключать сделки анонимно, держа потенциальных конкурентов в неведении. Большая часть деятельности на международном валютном рынке приходится на торговлю валютами между банками, именуемую межбанковской торговлей. Фактически валютные курсы, публикуемые в газетах, являются межбанковскими, т.е. курсами, которые банки запрашивают друг у друга. По этим курсам торгуют суммами не менее, чем в 1 млн. долл. Курсы, доступные корпоративным клиентам, именуемые "розничными", обычно менее благоприятны, чем "оптовые" межбанковские курсы. Разница между "розничными" и "оптовыми" курсами составляет компенсацию, получаемую банками за этот бизнес.

Крупные коммерческие банки ввиду обширности их международных операций хорошо приспособлены для сведения вместе покупателей и продавцов валют. Многонациональная корпорация, желающая конвертировать 100 000 долл. в шведские кроны, может посчитать отслеживание других корпорации, желающих продать такое же количество крон, трудным и дорогостоящим. Банк же, обслуживая многих клиентов одновременно одной крупной покупкой крон, может сэкономить на этих издержках поиска. 2. Корпорации. Корпорации, осуществляющие операции в нескольких странах, часто производят или получают платежи в валютах, отличных от валюты той страны, в которой размещается их штаб-квартира. Например, чтобы заплатить рабочим на заводе в Мексике, IBM могут потребоваться мексиканские песо. Если у IBM есть только доллары, заработанные продажей компьютеров в Соединенных Штатах, она может получить песо, купив их на доллары на международном валютном рынке.

3. Небанковские финансовые учреждения. В последние годы дерегулирование финансовых рынков в Соединенных Штатах, Японии и других странах стимулировало небанковские финансовые учреждения к тому, чтобы начать предлагать клиентам более широкий набор услуг, многие из которых неотличимы от банковских услуг. Среди них и услуги, предполагающие сделки с валютами. Торговлю иностранными валютами часто ведут институциональные инвесторы, такие, как пенсионные фонды.

4. Центральные банки. В предыдущей главе мы узнали, что центральные банки иногда проводят интервенции на валютных рынках. Хотя объем сделок центрального банка обычно незначителен, влияние этих сделок может быть весьма велико. Причина в том, что агенты международного валютного рынка пристально следят за действиями центрального банка, стремясь получить ключ к будущей макроэкономической политике, которая может повлиять на валютные курсы. На международном валютном рынке могут торговать и отличные от центральных банков правительственные агентства, но чаще всего официальными участниками выступают центральные банки.