История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Относительная заработная плата в модели с множеством продуктов

В модели с двумя товарами мы определяли относительную заработную плату, рассчитывая сначала отечественную ставку в единицах сыра и зарубежную в единицах вина. А затем через соотношения цен на сыр и вино выводили и соотношение заработной платы для двух стран. Мы могли так делать, потому что знали, что отечественная экономика производит сыр, а зарубежная вино. В многопродуктовой модели такая процедура не работает. Узнать здесь, кто что производит, можно, только уже зная отношение заработной платы в обеих странах. Чтобы определить его в многопродуктовой модели, придется выйти за рамки относительного спроса на товары и рассмотреть относительный спрос на труд. Последний не есть прямой спрос каких-либо потребителей, это скорее производный спрос, который вызван спросом на товары. Относительный производный спрос на отечественную рабочую силу будет падать, если соотношение заработной платы между Отечеством и Заграницей" растет. Этому две причины. Во-первых, гак как отечествсииый труд становится более дорогим, чем иностранный, то отечественные товары тоже будут дороже и спрос на них на мировом рынке снизится. Во-вторых, когда заработная плата внутри страны растет, все меньше товаров будет производиться в этой стране и все больше за рубежом, что тем самым тоже сократит спрос на отечественном рынке труда. Можно проиллюстрировать эти два эффекта, используя приведенный выше числовой пример. Предположим, что вначале отечественная заработная плата в 3,5 раза больше зарубежной. На этом уровне отечественная экономика будет производить яблоки, бананы и икру, а зарубежная финики и анчиладас. Если относительная отечественная зарплата вырастет с 3,5 до уровня чуть меньше 4, скажем, до 3,99, то характер специализации не изменится, но отечественные товары станут сравнительно дороже, а относительный спрос на них и, следовательно, относительный спрос на труд внутри страны понизятся. Предположим теперь, что относительная заработная плата еще слегка вырастет с 3,99 до 4,01. Это маленькое увеличение отечественной относительной.заработной платы приведет к смене характера специализации. Производство икры переместится за границу, так как там оно теперь дешевле. Как это повлияет на относительный спрос на труд в отечественной экономике? Очевидно, что как только относительная заработная плата превысит 4, произойдет резкий спад относительного спроса на труд, так как отечественное производство икры упадет до нуля, а за границей появится новая отрасль специализации. Если относительная заработная плата будет и дальше расти, относительный спрос на отечественный труд будет постепенно падать и, в частности, резкий спад произойдет на уровне заработной платы 8, при котором уже и производство бананов переместится за рубеж.

Мы можем показать механизм определения относительных заработных плат с помощью графика рис. 2.5. В отличие от рис. 2.3 здесь по осям абсцисс и ординат показаны уже не относительные количества товаров и цены на них, а относительные количества труда и относительные заработные платы. Отношение совокупного спроса на отечественный труд к совокупному спросу на зарубежный труд показан кривой RD. Совокупное предложение отечественного труда по отношению к такому же показателю для Заграницы отражено линией RS. Относительное предложение труда определяется просто соотношением общих размеров отечественной и заграничной рабочей силы. Примем, что число потенциальных человеко-часов в стране не меняется вместе с заработной платой, а относительная заработная плата никак не влияет на относительное предложение труда. Отсюда RS на рис. 2.5 является просто вертикальной линией. Рассмотрение относительного спроса на труд объясняет "ступенчатую" форму RD. Всякий раз, когда у нас растет заработная плата отечественных работников по отношению к заработной плате за рубежом, относительный спрос на отечественные товары будет падать вместе со спросом на труд на внутреннем рынке. Кроме того, относительный спрос на отечественный труд будет скачкообразно снижаться всякий раз, когда рост заработной платы делает производство данного товара более дешевым за границей, нежели в отечественной экономике. Отсюда график относительного спроса на труд будет представлять собой чередование наклонных отрезков, на которых характер специализации не меняется, и горизонтальных отрезков, где спрос на труд изменяется скачкообразно из-за перемен в специализации двух стран. Как показано на рис. 2.5, эти горизонтальные отрезки соответствуют уровням относительной заработной платы, равным соотношению производительности труда в отечественной и зарубежной экономиках для каждого из пяти товаров.

Равновесная относительная заработная плата определяется точкой пересечения RD и RS. Как видим оно произойдет в точке 3. На этом уровне отечественная экономика производит яблоки, бананы и икру, а заграничная финики и анчиладас. Итоговая ситуация уже зависит от соотношения размеров двух стран, что и определяет форму RS, а также от относительного спроса на товары, что в свою очередь определяет форму RD. Если пересечение RD и RS придется на один из горизонтальных отрезков RD, обе страны будут производить тот товар, который соответствует этому отрезку. Модель с учетом транспортных издержек и товаров для внутреннего потребления Теперь сделаем еще один шаг, чтобы приблизить нашу модель к реальности, и рассмотрим влияние транспортных издержек. Эти издержки не отменяют фундаментальных положений, касающихся сравнительных преимуществ, а также выгод от торговли. Поскольку транспортные издержки создают препятствия движению товаров и услуг, они в значительной мере определяют воздействие на мировое хозяйство таких факторов, как иностранная помощь, международные инвестиции, необходимость решения проблем платежного баланса. Хотя мы еще не касались всех этих вопросов, тем не менее однофакторная модель с множеством продуктов является хорошим поводом познакомиться с ролью транспортных издержек. Во-первых, отметим, что мировая экономика, описанная нами выше, характеризуется крайней степенью международной специализации. В обеих странах в лучшем случае производится лишь один общий товар, а все остальные производятся в какой-то одной стране. Три основные причины объясняют, почему специализации в реальном мировом хозяйстве не свойственны такие крайности. 1. Существование более чем одного фактора производства уменьшает тенденцию к специализации (см. гл. 3, 4). 2. Страны часто защищают свой рынок от иностранной конкуренции (этому посвящены гл. 9-12). 3. Издержки на транспортировку товаров и услуг могут оказаться достаточно высокими, и в ряде случаев может быть выгодно производить какие-то товары у себя, а не ввозить из-за рубежа. В много продуктовой модели, рассмотренной выше, мы обнаружили, что при отечественной относительной заработной плате, равной 3, внутри страны дешевле будет производить яблоки, бананы и икру, а за рубежом финики и анчиладас. В отсутствие транспортных издержек отечественная экономика будет экспортировать первые три товара и импортировать остальные. Теперь посмотрим, что будет, если принять во внимание транспортные издержки. Пусть они составляют некую фиксированную надбавку к издержкам производства, скажем, на уровне 100%. Такие транспортные расходы погубят торговлю. Возьмем, например, финики. Единица этого товара требует б часов отечественного труда или 12 зарубежного. При относительной заработной плате, равной 3,12 часов зарубежного труда эквивалентны лишь 4 часам отечественного. Это значит, что в отсутствие транспортных издержек Отечество будет импортировать финики. Со 100%-ной транспортной надбавкой импортные финики будут равны 8 часам отечественного труда, т. е. для нас станет уже дешевле производить эти финики внутри страны. Аналогичное сравнение показывает, что и для Заграницы в этом случае будет дешевле самим произвести икру, нежели импортировать ее. Единица икры требует 3 часа отечественного труда. Даже при относительной отечественной заработной плате, равной 3, что делает единицу икры эквивалентной 9 часам зарубежного труда, это все равно дешевле, чем те 12 часов, которые потребуются Загранице, чтобы произвести икру самостоятельно. При 100%-ной транспортной надбавке, однако, икра будет стоить уже 18 часов зарубежного труда, и уже станет выгодно производить ее самим. Итог введения в модель транспортных издержек в этом примере таков: отечественная экономика продолжает экспортировать яблоки и бананы и ввозить анчиладас. А икра и финики становятся товарами для внутреннего потребления, которые каждая страна производит для себя. В нашем примере мы приняли допущение, что транспортные расходы составляют одинаковую надбавку к издержкам производства во всех отраслях. На практике существует очень широкий разброс транспортных издержек. В ряде случаев перевозка товара просто невозможна. Парикмахерские услуги либо услуги автосервиса, например, вообще никак нельзя экспортировать (кроме случая, когда граница между двумя странами проходит в черте города). Кроме того, на практике очень малую долю во внешней торговле занимают товары, масса которых слишком велика по отношению к их стоимости, например, цемент. Ведь его цена почти целиком будет состоять из транспортных издержек (даже если где-то за рубежом производство цемента обходится намного дешевле). Многие товары производятся только для внутреннего потребления, потому что по ним нет каких-то значительных преимуществ у отдельных стран либо транспортные расходы слишком велики. Важно то, что страны затрачивают порой весомую долю своего дохода на производство товаров сугубо для внутреннего потребления. Это приобретает особое значение при рассмотрении вопросов международных трансфертов и проблем международной финансовой системы.

Эмпирическое доказательство модели Рикардо

Рикардианская модель является очень распространенным инструментом анализа причин внешнеэкономических связей и влияния внешней торговли на национальное благосостояние. Однако отражает ли эта модель реальность? Дает ли она корректное объяснение сегодняшним процессам во внешней торговле? На эти вопросы со всей уверенностью можно ответить "да". Конечно, есть ряд случаев, когда объяснения рикардианской модели неудовлетворительны. Во-первых, как мы отмечали выше, она предполагает крайнюю степень международной специализации, чего нет в реальности" Во-вторых, модель Рикардо не принимает во внимание воздействие торговли на распределение доходов внутри стран, т.е. предполагает, что от торговли выигрывают участвующие в ней страны в целом. На практике же внешняя торговля оказывает очень сильное влияние на распределение доходов, о чем будем говорить в гл. 3. В-третьих, рикардианская модель не уделяет внимания различиям в ресурсном потенциале стран как причине торговли между ними и тем самым упускают из виду один из важных аспектов международной торговли, о чем пойдет речь в гл. 4. Ну и наконец, в рикардианской модели нет места такой причине торговли, как экономия на масштабе производства, что не дает возможности объяснить объемы торговли между странами, практически одинаковыми по всем показателям вопрос, о котором пойдет речь в гл. 6. Несмотря на эти недостатки, основное положение модели Рикардо, а именно, что страны экспортируют те товары, по которым имеют относительно более высокую производительность, подтверждается целым рядом исследований5.