История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Деньги, процентные ставки и валютные курсы

В гл. 14 показано, что обменный курс валют зависит от двух факторов процента, который можно получить на депозиты в этих валютах, и ожидаемого будущего валютного курса. Однако чтобы в полной мере понять процесс установления валютных курсов, следует выяснить, как определяются сами процентные ставки и как формируются ожидания в отношении будущих валютных курсов. В следующих трех главах рассмотрим эти проблемы, построив экономическую модель, увязывающую валютные курсы, процентные ставки и другие важные макроэкономические переменные, такие, как темп инфляции и выпуск продукции. Первый шаг в построении этой модели состоит в том, чтобы объяснить влияние на процентную ставку и курс валюты страны предложения денег и спроса на них. Поскольку валютные курсы это относительные цены национальных денежных единиц, факторы, воздействующие на спрос и предложение денег, относятся к числу самых главных при установлении курса национальной валюты по отношению к иностранным. Поэтому естественно начать более глубокое изучение процесса установления валютного курса с рассмотрения денежного предложения и спроса на деньги. Развитие событий в кредитно-денежной сфере влияет на валютный курс как через изменение процентных ставок, так и посредством изменения ожиданий людей в отношении будущих валютных курсов. Ожидания относительно будущих валютных курсов тесно связаны с ожиданиями относительно будущих цен на продукцию страны. Движения цен в свою очередь зависят от изменений в предложении денег и спросе на них. Исследуя влияние денежной сферы на валютный курс, мы должны, следовательно, посмотреть, как денежные факторы воздействуют на цены и на процентные ставки. Ожидания в отношении будущих валютных курсов зависят и от многих других факторов, отличных от денег, но эти неденежные факторы рассматриваются в следующей главе. Изложив теории и описав детерминанты спроса и предложения денег, используем их далее, чтобы исследовать установление равновесных процентных ставок на основе равенства предложения денег и спроса на деньги. Затем объединим полученную модель установления процентных ставок с условием паритета процентных ставок, чтобы изучить влияние сдвигов в денежной массе на валютный курс при заданных ценах товаров и услуг, уровне выпуска и рыночных ожиданиях. Наконец, рассмотрим в первом приближении долгосрочные воздействия изменений в денежной сфере на цены и ожидаемые будущие валютные курсы.

Определение денег: краткий обзор

Мы настолько привыкли пользоваться деньгами, что редко замечаем ту роль, которую они играют почти во всех наших повседневных сделках. Как и в случае многих других современных удобств, мы принимаем деньги как должное до тех пор, пока их функционирование в чем-то не нарушается! В самом деле, легче всего оценить значение денег, представив себе, как складывалась бы экономическая жизнь без них.

В этом параграфе мы именно этим и займемся. Наша цель при проведении этого "умозрительного эксперимента" заключается в том, чтобы провести различие между деньгами и другими активами и описать те характеристики денег, которые побуждают людей пользоваться ими. Для анализа спроса на деньги эти характеристики являются центральными.

Деньги как средство обмена

Самая важная функция денег состоит в том, что они служат средством обмена, широко принятым средством платежа. Чтобы понять, почему необходимо средство обмена, представьте, как много времени уходило бы у людей на покупку товаров и услуг в мире, где единственно возможным видом торговли являлся бы бартер обмен одних товаров и услуг на другие товары и услуги. Деньги устраняют огромные издержки поиска, связанные с бартерной торговлей, потому что обладают универсальной приемлемостью. Они устраняют издержки поиска, позволяя индивидууму продавать производимые им товары и услуги людям непроизводителям тех товаров и услуг, которые он желает потребить. В отсутствие стандартизованного и удобного средства платежа сложная современная экономика перестала бы функционировать.

Деньги как счетная единица

Вторую важную функцию деньги выполняют в качестве счетной единицы, т.е. в качестве широко признанной меры стоимости. Именно в этой роли мы встретились с деньгами в гл. 14 цены товаров, услуг и активов обычно получают выражение в деньгах. Валютные курсы позволяют переводить цены различных стран в сопоставимое выражение. Обычай устанавливать цены в деньгах упрощает экономические расчеты, облегчая сравнение цен разных товаров. Международные сопоставления цен, проделанные в гл. 14 с использованием валютных курсов для сравнения цен на продукцию в разных странах, сходны с теми расчетами, которые вам пришлось бы проделывать ежедневно помногу раз, если бы цены различных товаров не были выражены с помощью стандартизованной счетной единицы. Если расчеты, проведенные в гл. 14, вызвали у вас головную боль, представьте, каково было бы рассчитывать относительные цены по всем потребляемым вами товарам и услугам, выражая их в других товарах и услугах. Этот умозрительный эксперимент должен был заставить вас в большей мере оценить использование денег как счетной единицы.

Деньги как средство сохранения стоимости

Поскольку деньги могут использоваться для передачи покупательной способности из настоящего в будущее, они также являются активом, или средством сохранения стоимости. Это качество существенно важно для любого средства обращения, так как никто не захотел бы принимать его как платежное средство, если бы его стоимость, будучи выражена в товарах и услугах, немедленно улетучивалась.Полезность денег как средства обращения автоматически превращает их в самый ликвидный из активов. Как вы помните из предыдущей главы, актив считается ликвидным, если он может быть быстро и без высоких трансакционных издержек, таких, как гонорар брокера, превращен в товары и услуги. Поскольку деньги охотно принимаются в качестве средства платежа, они устанавливают стандарт, по которому судят о ликвидности других активов.

Что такое деньги

Валюту и банковские депозиты, на которые могут выписываться чеки, конечно, следует отнести к деньгам. Это широко принятые средства платежа, которые могут передаваться от владельца к владельцу с низкими издержками. Домохозяйства и фирмы владеют валютой и чековыми депозитами как удобным средством финансирования текущих сделок по мере их возникновения. Такой актив, как недвижимость, не относится к деньгам, поскольку в отличие от валюты и чековых депозитов не обладает существенным свойством ликвидности. Говоря в этой книге о предложении денег, мы имеем в виду объем денежной массы, который Федеральная резервная система именует Ml, а именно, общую сумму валюты и чековых депозитов, находящихся в собственности домохозяйств и фирм. В Соединенных Штатах в конце 1991 г. совокупное предложение денег составило 898,1 млрд. долл., что равнялось 15,8% ВНП указанного года1. Крупные депозиты, которыми торгуют участники международного валютного рынка, не считаются частью предложения денег. Эти депозиты менее ликвидны, чем деньги, и не используются для финансирования текущих сделок.

Как определяется величина предложения денег

Предложение денег в экономике контролируется ее центральным банком. Центральный банк непосредственно регулирует количество наличных денег, а также обладает косвенным контролем над суммой чековых депозитов, выпускаемых частными банками. Процедуры, посредством которых центральный банк контролирует предложение денег, сложны, и мы пока будем предполагать, что центральный банк просто устанавливает размеры предложения денег на том уровне, на котором желает. Процесс предложения денег более детально рассмотрен в гл. 18 и 22. Спрос на деньги, предъявляемый отдельными лицами Обсудив функции денег и толкование предложения денег, исследуем факторы, определяющие то количество денег, которое желает держать индивидуум. Детерминанты индивидуального спроса на деньги можно вывести из теории спроса на активы, обсуждавшейся в предыдущей главе. Там мы видели, что индивидуумы основывают свой спрос на активы, принимая во внимание три их характеристики:

1) ожидаемый доход, приносимый активом, сопоставленный с доходностью других активов;

2) степень риска, связанную с ожидаемой доходностью актива;

3) ликвидность актива.

Хотя ликвидность не играет важной роли в определении относительных величин спроса на активы, которыми торгуют на международном валютном рынке, домохозяйства и фирмы держат деньги только из-за их ликвидности. Чтобы понять, как домохозяйства и фирмы, действующие в экономике, принимают решения о том, какое количество денег они хотят иметь, более внимательно рассмотрим влияние трех перечисленных выше соображений на спрос на деньги.