История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Ожидаемая доходность

Деньги не приносят процента. По чековым депозитам часто выплачивается некоторый процент, но приносимая ими доходность обычно ниже более высокой доходности, приносимой менее ликвидными активами..Держа на руках деньги, вы, следовательно, жертвуете более высокой процентной ставкой, которую вы могли бы получить, держа свое богатство в форме государственной облигации, долгосрочного депозита или какого-то другого сравнительно неликвидного актива. Именно эту последнюю ставку процента мы имеем в виду, когда ссылаемся на определенную процентную ставку. Поскольку процент, выплачиваемый на деньги, равен нулю, в то время как процент на "учитываемые" депозиты имеет тенденцию к относительному постоянству, разность норм дохода на деньги вообще и на Менее ликвидные альтернативные активы отражается в рыночной процентной ставке: чем выше процентная ставка, тем больше вы теряете, держа активы в форме денег2.

Предположим, например, что процентная ставка, которую вы могли бы получить по казначейскому векселю США, равна 10% годовых. Если вы употребите 10 ООО долл. из своих активов на покупку казначейского векселя, в конце года дядя Сэм выплатит вам 11 ООО долл., а если вы предпочтете вместо этого держать 10 ООО долл. наличными в сейфе, то тем самым откажетесь от 1000 долл., которые могли бы заработать, купив казначейский вексель. Таким образом, держа ваши 10 000 долл. в виде денег, вы жертвуете 10%-ной нормой дохода. Теория спроса на активы, рассмотренная в предыдущей главе, показывает, каким образом изменения в ставке процента влияют на спрос на деньги. Согласно этой теории, при прочих равных условиях люди предпочитают активы, приносящие более высокую ожидаемую доходность. Так как рост процентной ставки это повышение доходности на менее ликвидные активы по сравнению с деньгами, индивидуумы захотят держать больше своего состояния в неденежных активах, приносящих рыночную процентную ставку, и меньше в форме денег, если процентная ставка растет. Можно заключить, что при прочих равных условиях рост процентной ставки вызывает падение спроса на деньги. Можно также описать влияние процентной ставки на спрос на деньги, используя экономическое понятие альтернативных издержек суммы, которой вы жертвуете, избрав один способ действий вместо другого. Процентная ставка измеряет альтернативные издержки владения деньгами вместо облигаций, приносящих процент. Рост процентной ставки поэтому повышает издержки владения деньгами и вызывает падение спроса на деньги.

Риск

Риск не относится к числу важных факторов спроса на деньги. Держать деньги рискованно, потому что неожиданное повышение цен товаров и услуг может уменьшить выражение стоимости ваших денег в потребляемых вами товарах. Однако поскольку приносящие процент активы, такие, как государственные облигации, имеют номинальную стоимость, выраженную в деньгах, это же самое неожиданное повышение цен сократит и реальную стоимость этих активов на ту же процентную величину. Поскольку любое изменение риска, связанного с деньгами, вызывает равное изменение в риске, связанном с облигациями, изменения риска владения деньгами не обязательно должны побуждать индивидов к уменьшению спроса на деньги и к увеличению спроса на приносящие процент активы.

Ликвидность

Основная выгода от владения деньгами проистекает от их ликвидности. Домохозяйства и фирмы держат деньги, потому что это самый простой способ финансирования повседневных покупок. Некоторые крупные покупки могут финансироваться путем продажи крупного неликвидного актива. Коллекционер произведений искусства, например, мог бы продать одну из принадлежащих ему картин Пикассо, чтобы купить дом. Однако для финансирования непрерывного потока более мелких расходов в разное время и на разные суммы домохозяйства и фирмы должны хранить некоторое количество денег. Потребность индивидуума в ликвидности возрастает с ростом среднедневной стоимости его сделок. Например, студенту, ежедневно пользующемуся автобусом, не нужно иметь столько же наличных денег, сколько управляющему, в критические моменты пользующемуся такси. Можно сделать вывод, что рост средней дневной стоимости сделок, осуществляемых домохозяйством или фирмой, вызывает повышение его (ее) спроса на деньги.