История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Совокупный спрос на деньги

Применим теперь наше рассуждение о том, как отдельные домохозяйства и фирмы устанавливают свой спрос на деньги, для определения факторов совокупного спроса на деньги, т.е. общего спроса на деньги, предъявляемого в экономике всеми домохозяйствами и фирмами. Совокупный спрос на деньги это просто сумма спроса на деньги со стороны всех отдельных экономических агентов.

Совокупный спрос на деньги определяют три главных фактора:

1. Процентная ставка. Рост процентной ставки вызывает сокращение спроса на деньги со стороны каждого действующего в экономике индивидуума. Следовательно, при прочих равных условиях с ростом процентной ставки совокупный спрос на деньги падает.

2. Уровень цен. Уровень цен в экономике это выраженная в денежной единице страны цена потребительской корзины товаров и услуг. Если уровень цен растет, отдельным домохозяйствам и фирмам приходится тратить больше денег, чем раньше, на покупку обычного набора потребляемых ими товаров и услуг. Чтобы сохранить тот же уровень ликвидности, что и до повышения уровня цен, им понадобится, следовательно, держать больше денег.

3. Реальный национальный доход. С ростом реального национального дохода (ВНП) начинает продаваться больше товаров и услуг. Это увеличение реального объема сделок при данном уровне цен увеличивает спрос на деньги. Если Р обозначает уровень цен, R процентную ставку и

реальный ВНП, то совокупный спрос на деньги

можно выразить как где величина

падает, когда растет R, и растет, когда растет.

Чтобы понять, почему, как мы установили, совокупный спрос на деньги пропорционален уровню цен, представьте себе, что все цены удвоились, а процентная ставка и реальный доход каждого остались без изменений. Тогда выраженная в деньгах стоимость среднедневных сделок каждого индивида просто удвоилась бы, как и количество денег, которое каждый пожелал бы держать. Обычно записывают зависимость (15.1), характеризующую совокупный спрос на деньги, в эквивалентной форме и называют

совокупным реальным спросом на деньги.

Этот способ выражения спроса на деньги показывает, что совокупный спрос на ликвидность

, это спрос не на определенное количество денежных единиц, а на поддержание опоеделенного количества покупательной способности в ликвидной форме. Отношение

измеренный типичной потребительской корзиной желаемый запас денег равно тому объему покупательной способности, который люди хотели бы иметь в ликвидной форме. Например, если бы люди хотели держать 1000 долл. наличными при уровне цен в 100 долл. за потребительскую корзину, то их реальный денежный запас был бы эквивалентен 1000 долл./(100 долл. за корзину) = 10 корзинам. Если бы уровень цен повысился в два раза (до 200 долл. за набор), то покупательная способность их 1000 долл. наличными уменьшилась бы вдвое, так как теперь она бы соответствовала лишь 5 наборам. На рис. 15.1 показано влияние процентной ставки на совокупный реальный спрос на деньги при фиксированном уровне реального дохода

. Кривая совокупного реального спроса на деньги

имеет отрицательный наклон, потому что падение процентных ставок ведет к увеличению желаемых реальных денежных запасов каждого домохозяйства и фирмы. При заданном уровне реального ВНП изменение процентных ставок вызывает перемещение вдоль кривой

. Изменения же реального ВНП вызывают сдвиг самой кривой. На рис. 15.2 показано влияние роста реального ВНП с

до

на совокупный реальный спрос на деньги. Поскольку рост реального ВНП при данной процентной ставке увеличивает совокупный реальный спрос на деньги, кривая

расположена справа от

, когда

больше

Равновесная процентная ставка: взаимодействие предложения денег и спроса на них Как вы могли ожидать на основе изучения других экономических курсов, денежный рынок находится в равновесии, когда предложение денег, устанавливаемое центральным банком, равно совокупному спросу на деньги. В этом разделе мы увидим, как процентная ставка определяется равновесием денежного рынка при заданных уровне цен и выпуске и предположении, что изменения в денежной сфере не влияют на оба этих показателя.