История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Производительность труда и сравнительное преимущество

Рис. 2.6 модели иллюстрирует доказательства модели Рикардо на базе данных, приводимых в статье венгерского экономиста Бела Баласса, вышедшей в 1963 г. На рисунке показаны отношения экспорта США к экспорту Великобритании для 26 отраслей промышленности в 1951 г. и соотношения отраслевой производительности труда в обеих странах.

Значения соотношений производительности отложены по горизонтальной оси, а соответствующие показатели для экспорта по вертикальной. На обеих осях отложены логарифмы соответствующих показателей. Это не имеет какого-то принципиального значения, но просто дает более ясную картину. Теория Рикардо заставляет нас ожидать, что если производительность труда в какой-либо отрасли выше в США, то американские фирмы будут вывозить больше товаров, чем фирмы такой же отрасли в Великобритании. Это как раз то, что мы видим на рис. 2.6. Соответствующие показатели достаточно близко разбросаны вокруг некой наклонной линии. Делая скидку на то, что статистика, используемая в данном сравнительном анализе, как и любая экономическая статистика, содержит погрешности, полученные результаты можно признать более чем удовлетворительными. Интересно отметить, что рис. 2.6 подтверждает то фундаментальное положение, согласно которому торговля строится на сравнительных, а не на абсолютных преимуществах. На год, по данным которого проведен анализ, американская промышленность намного превосходила по производительности Великобританию в среднем в два раза. Согласно расхожему заблуждению, что страна может экспортировать лишь те продукты, в производстве которых она превосходит другие по производительности, можно было бы ожидать, что США будут превосходить Великобританию по экспорту всех товаров из данной выборки. Модель Рикардо говорит нам, однако, что мало превосходить зарубежных производителей по производительности для того, чтобы иметь возможность экспортировать соответствующий товар. Для этого относительная производительность в данной отрасли должна прежде всего быть выше, чем в других отраслях в той же стране.

Например, так сложилось, что США превосходят Великобританию по производительности труда по всем 26 отраслям с разрывом от 11 до 366%. В 12 из этих отраслей, однако, Великобритания имела больший объем экспорта, чем США. Достаточно беглого взгляда, чтобы убедиться, что американский экспорт был больше британского лишь в тех отраслях, где США превосходили Великобританию по производительности не менее чем в два раза. Таким образом, модель Рикардо, как минимум, подтверждается эмпирическими фактами. Как мы увидим ниже, этого отнюдь нельзя сказать о всех других широко распространенных моделях международной торговли.