История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Долгосрочные последствия изменений предложения денег

Развиваемая нами теория о влиянии предложения денег на уровень цен при заданных процентной ставке и производстве еще не объясняет долгосрочные воздействия изменений предложения денег на уровень цен. Для этого следует установить, каковы долгосрочные воздействия изменения предложения денег на процентную ставку и выпуск продукции. Сделать это легче, чем могло бы показаться. Мы утверждаем, что изменение предложения денег не оказывает воздействия на долгосрочные значения величин процентной ставки или реального выпуска6.

Понять, каково долгосрочное воздействие предложения денег на процентную ставку и выпуск легче всего, представив себе вначале денежную реформу, при которой правительство страны изменяет масштаб национальной денежной единицы. Например, правительство Франции 1 января 1960 г. провело денежную реформу, просто выпустив "новые" французские франки, каждый из которых равнялся 100 "старым" французским франкам. Результатом этой реформы стало снижение количества денежных единиц в обращении и всех цен во франках до 1/100 от их значений в старых франках. Но изменение масштаба денежной единицы страны не повлияло на реальный выпуск продукции, процентную ставку или относительные цены товаров. Произошло лишь одновременное изменение значений всех величин, выраженных во франках. Решение французского правительства обрубить два нуля на конце каждой величины, измеряемой во франках, столь же мало повлияло на реальные экономические переменные, как и, скажем, принятие решения о том, чтобы измерять расстояние не в милях, а в полумилях. Увеличение предложения денег в долгосрочном периоде имеет такие же последствия, как и денежная реформа. Например, удвоение предложения денег имеет те же долгосрочные последствия, что и денежная реформа, при которой каждая денежная единица замещается двумя единицами "новой" валюты. Если в экономике при этом существует полная занятость, то в конечном счете все цены в ней удвоятся, но реальный ВНП, процентная ставка и относительные цены вернутся к своему долгосрочному уровню, или уровню, соответствующему полной занятости. Почему изменение предложения денег оказывает на долгосрочное равновесие экономики точно такое же воздействие, как и денежная реформа? Уровень производства при полной занятости определяется обеспеченностью экономики трудом и капиталом, так что в долгосрочном периоде реальный выпуск не зависит от предложения денег. Аналогично процентная ставка в долгосрочном периоде также не зависит от предложения денег. Если предложение денег и все цены постоянно удваиваются, то нет причины, по которой люди, ранее хотевшие обменять 1 сегодняшний доллар на 1,10 долл. через год, не захотели бы теперь обменивать 2 сегодняшних доллара на 2,20 долл. через год, поскольку процентная ставка по-прежнему будет равна 10% годовых. Относительные цены в случае удвоения всех цен в денежных единицах также останутся теми же самыми, так как относительные цены это лишь соотношения цен. Следовательно, изменения в предложении денег не изменяют долгосрочного размещения ресурсов. Изменяется только абсолютный уровень цен. Изучая последствия увеличения предложения денег в долгосрочном периоде, мы, следовательно, имеем право предполагать, что долгосрочные значения Л и У не изменятся в результате изменений в предложении денег. Таким образом, можно из уравнения (1S.S) сделать следующий вывод: постоянное увеличение предложения денег вызывает пропорциональное повышение долгосрочного уровня цен. В частности, если в исходном пункте экономика находится в состоянии полной занятости, то постоянное увеличение предложения денег в конечном счете будет сопровождаться пропорциональным повышением уровня цен.