История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Эмпирические данные о взаимодействии предложения денег и уровня цен

Рассматривая фактические данные, касающиеся денег и цен, не следует ожидать, что мы увидим их строго пропорциональную взаимосвязь в долгосрочном периоде. Это происходит отчасти потому, что изменения в производстве, процентной ставке и функции совокупного реального спроса на деньги могут происходить по причинам, никак не связанным с предложением денег. Величина выпуска продукции, например, изменяется в результате накопления капитала и прогресса технологий, а величина спроса на деньги может изменяться в результате демографических тенденций или финансовых новшеств типа электронных денег. Кроме того, реально функционирующая экономика редко пребывает в состоянии долгосрочного равновесия. Тем не менее следует ожидать, что данные покажут отчетливо выраженную положительную связь между величинами предложения денег и уровнями цен.

Если бы данные, отражающие реальную экономическую действительность, не давали убедительных доказательств существования общей направленности долгосрочных изменений величин предложения денег и уровней цен, полезность развиваемой нами теории спроса на деньги была бы весьма сомнительной. Взаимосвязи между предложением денег и уровнем цен для семи крупнейших промышленных стран мира показаны на рис. 15.10. По горизонтальной оси отложены процентные приросты величин предложения денег в период с 1973 по 1991 гг., по вертикальной процентные приросты уровней цен. Как видно, в этой группе стран имеется отчетливо выраженная положительная связь между предложением денег и уровнем цен. В странах, обозначенных на графике ближе к линии, проходящей под углом в 45°, величины предложения денег и уровни цен с 1973 по 1991 гг. росли более или менее пропорционально. В Канаде, например, и предложение денег, и уровень цен возросли примерно в четыре раза. В некоторых случаях, однако, результаты наблюдений отклоняются от линии, проходящей под углом в 45°, вдоль которой приросты денежной массы и цен пропорциональны. Так, в Германии, как показывает положение страны много ниже линии под 45°, процентное возрастание уровня цен было меньшим, чем величины денежного предложения. Следовало ожидать существования этих расхождений между теорией и практикой, так как теория спроса на деньги предполагает в точности пропорциональные приросты уровней денежной массы и цен только при отсутствии одновременного воздействия на изменения денежного рынка со стороны других факторов (таких, как реальный доход на душу населения, например). Эти другие факторы в странах, показанных на диаграмме, не оставались, однако, неизменными. Близко к линии, проходящей под углом в 45°, на рис. 15.10 расположены те страны, в которых воздействия, оказываемые на равновесие денежного рынка факторами, отличными от предложения денег, примерно взаимно уравновешиваются. Главный урок, который можно извлечь из анализа рис. 15.10, состоит в том, что приведенные на нем данные Подтверждают наличие предсказываемой экономической теорией отчетливо выраженной долгосрочной связи между величинами предложения денег и национальными уровнями цен.