История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Краткосрочная жесткость цен в противовес долгосрочной гибкости цен

В проведенном выше анализе последствий изменений денежной массы в краткосрочном периоде предполагалось, что уровень цен в стране в отличие от ее валютного курса не меняется скачкообразно. Эту предпосылку нельзя считать совершенно справедливой, поскольку многие товары, такие как сельскохозяйственная продукция, например, реализуются на рынках с ежедневными резкими колебаниями цен, вызванными сдвигами условий спроса и предложения. Кроме того, сами изменения валютных курсов могут оказывать влияние на цены некоторых товаров для международного потребления, входящих в потребительскую корзину, определяющую уровень цен. Многие цены в экономике зафиксированы в долгосрочных контрактах и не могут изменяться немедленно в момент изменения предложения денег. Важнейшая цена этого типа заработная плата рабочих, переговоры об установлении уровня которой проводятся во многих отраслях лишь периодически. Заработная плата не входит в индексы уровня цен непосредственно, но образует большую долю издержек производства товаров и услуг.

рост предложения денег и гиперинфляция в боливии В 1984 и 1985 гг. небольшая латиноамериканская страна Боливия пережила гиперинфляцию взрывную и, по видимости, неконтролируемую инфляцию, при которой деньги быстро теряют цену и могут даже выйти из употребления*. Во время гиперинфляции размеры изменений денежной массы столь огромны, что долгосрочное* воздействие предложения денег на уровень цен может сказаться очень быстро. Следовательно, такие события создают лабораторные условия, удобные для проверки теории о долгосрочном влиянии величины предложения денег на цены. Ниже приведены данные о предложении денег и уровне цен в Боливии во время гиперинфляции. Официальный курс обмена между боливийским песо и американским долларом в этот период контролировался правительством Боливии, поэтому вместо него мы приводим значения валютного курса, лучше отражающие действие рыночных сил, цену долларов в песо на черном рынке Ла Паса. Эти данные показывают наличие четкой тенденции к движению "в ногу" предложения денег, уровня цен и валютного курса, что соответствует рассмотренной нами теории. Более того, тенденции изменений уровня цен и валютного курса одного порядка по величине: с апреля 1984 по июль 1985 гг. уровень цен возрос на 22 908%, а цена доллара в песо на 24 662%. Эти процентные изменения фактически больше, чем соответствующий процентный прирост денежного предложения (составивший только 17 433%), но подобной разницы следовало бы ожидать. Взрывная инфляция вызывает со временем падение реального спроса на деньги, и это дополнительное изменение денежной массы вынуждает цены расти даже быстрее, чем возрастает само предложение денег. Мы выбрали в качестве конечной точки сравнения июль 1985 г. потому, что ближе к концу августа 1985 г. правительство Боливии ввело в действие напряженный план стабилизации. По данным таблицы можно видеть, что и предложение денег, и в еще большей степени уровень цен, и валютный курс спустя два месяца после августа начали выравниваться. В гл. 23 больше сказано о том, как Боливии удалось вырваться из тисков гиперинфляции. Поскольку цены на продукцию сильно зависят от издержек производства, замедление движения заработной платы оказывает влияние на поведение общего уровня цен. Жесткость уровней цен в краткосрочном периоде иллюстрирует рис. 15.11, на котором данные, характеризующие помесячные процентные изменения курса доллара к немецкой марке, сравниваются с данными о помесячных процентных изменениях уровней цен в Соединенных Штатах и Германии

. Как видим, валютный курс более изменчив, чем относительные уровни цен, что согласуется с точкой зрения об относительной жесткости уровней цен в краткосрочном периоде. Картина, показанная на этом рисунке, применима в последние годы ко всем развитым промышленным странам. В свете этого и других примеров по-прежнему будем предполагать, что уровень цен в краткосрочном периоде задан и не делает значительных скачков в ответ на изменения в политике.

Это предположение, однако, не может быть справедливым в отношении всех стран во все времена. В условиях чрезвычайной инфляции, таких как наблюдаемые с недавних пор в некоторых латиноамериканских странах, долгосрочные контракты, устанавливающие размеры денежных платежей, могут утрачивать силу. При высоком уровне инфляции может также получить широкое распространение автоматическая индексация платежей по заработной плате в соответствии с изменениями уровня цен. Такие усовершенствования делают уровень цен гораздо менее жестким, чем при умеренной инфляции, и становятся возможными большие скачки уровня цен. (См. вставку о Боливии.) Наш анализ, предполагающий жесткость цен в краткосрочном периоде, более применим, следовательно, к странам, история которых демонстрирует относительную стабильность уровня цен, таким как Соединенные Штаты. Даже для стран с низким уровнем инфляции ведутся оживленные дискуссии в научных кругах в отношении возможности

того, что кажущиеся жесткими цены и заработная плата на самом деле являются вполне гибкими8. Хотя уровни цен демонстрируют заметную устойчивость в краткосрочном периоде во многих странах, изменение предложения денег создает немедленное давление на спрос и издержки, приводящее в конечном счете к будущему повышению уровня цен. Это давление проистекает из трех основных источников. 1. Избыточный спрос на выпускаемую продукцию и на труд. Увеличение предложения денег оказывает на экономику экспансионистское воздействие, увеличивая совокупный спрос на конечные товары и услуги. Для удовлетворения этого спроса производители товаров и услуг должны прибегнуть к сверхурочной занятости рабочих и нанять новых рабочих. Хотя заработная плата и задана в краткосрочном периоде, дополнительный спрос на труд позволяет рабочим требовать повышения заработной платы в следующем раунде переговоров. Производители готовы платить эту более высокую заработную плату, так как знают, что в экономике, находящейся на подъеме, нетрудно будет переложить издержки, связанные с заработной платой, на потребителей через более высокие цены на продукты. 2. Инфляционные ожидания. Если все ожидают повышения уровня цен в будущем, эти ожидания вызовут повышение сегодняшнего темпа инфляции. Рабочие, ведущие переговоры о заключении контрактов по заработной плате, станут настаивать на более высокой заработной плате, чтобы уравновесить влияние ожидаемого общего прироста цен на свою реальную заработную плату. Производители пойдут на эти требования в отношении заработной платы, если ожидают рост цен на продукцию, который покроет дополнительные издержки на заработную плату. 3. Цены на сырье. Большая часть сырья, используемого в производстве конечной продукции, например, нефтяные продукты и металлы, продается на рынках, где цены быстро приспосабливаются к меняющимся условиям спроса и предложения даже в краткосрочном периоде. Увеличение предложения денег, вызывая скачок цен на такое сырье вверх, повышает издержки производства в отраслях, его использующих. В конце концов производители в этих отраслях поднимут цены на продукцию, чтобы покрыть возросшие издержки.