История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Что изучает теория международной экономики?

Теория международной экономики использует те же фундаментальные методы анализа, что и все прочие направления экономической теории, поскольку цели и поведение фирм и индивидуумов в сфере внешней торговли те же, что и во внутриэкономических процессах. Когда бутылка испанского вина появляется на столе в Лондоне, ход событий, приведших к ее появлению там, мало чем отличается от тех, что вызвали появление калифорнийского вина на столе в Нью-Йорке разве что расстояние куда меньше! Тем не менее теория международной экономики вводит нас в круг новых проблем, так как товары и инвестиции здесь перемещаются между суверенными государствами1. Таковыми являются Испания и Великобритания, но никак не Калифорния и Нью-Йорк. Поставки испанского вина в Англию могут прекратиться, если британское правительство вдруг введет квоты на импорт, это же вино может вдруг подешеветь для британских потребителей, если упадет курс испанской песеты к фунту стерлингов. Ни одно из этих событий невозможно в США, где Конституция запрещает торговые барьеры между штатами и где есть только одна валюта. Предмет исследований теории международной экономики включает особые проблемы, существующие при экономическом взаимодействии отдельных стран. Семь тем относятся к этому предмету: выгоды от внешней торговли, характер торговли, протекционизм, платежный баланс, установление курсов валют, международная координация политики и мировой рынок капиталов.

Выгоды от торговли

Все признают, что внешняя торговля приносит какуюто пользу никто не станет утверждать, что Норвегии надо самой выращивать апельсины. Много людей, правда, скептически относятся к выгоде от торговли теми товарами, которые страна может производить для своих нужд. Должны ли американцы покупать американские товары для того, чтобы сохранить в стране рабочие места? Возможно, самой важной во всей теории международной экономики является идея выгод от торговли т.е. идея о том, что, покупая или продавая товары, все страны извлекают из этого выгоду. Ситуации, когда торговля является выгодной, встречаются гораздо чаще, чем многие думают. Скажем, многие американские бизнесмены боятся, что если Япония превзойдет США по производительности труда, торговля с ней приведет к потерям для США, так как ни одна из отраслей не будет конкурентоспособна. Лидеры американских профсоюзов утверждают, что США несут потери от торговли с развивающимися странами, где производство менее эффективно, но все равно они способны побороть американских производителей из-за своей намного более низкой оплаты труда.

Однако уже первая модель торговли, рассмотренная в книге , показывает, что две страны могут торговать к взаимной выгоде, даже если одна из них превосходит другую по эффективности во всех отраслях, а другая конкурентоспособна лишь благодаря своей более низкой заработной плате. Торговля приносит выгоду, так как позволяет стране экспортировать те товары, в производстве которых более широко потребляются ресурсы, имеющиеся в данной стране в сравнительном изобилии. В то же время страна выигрывает, импортируя такие товары, для производства которых нужно было бы затратить много сравнительно редких для нее ресурсов. Внешняя торговля также дает возможность стране специализироваться на более узком наборе товаров, принося эффект экономии на больших масштабах производства .

Выгоды приносит торговля не только материальными благами: международная миграция и внешние займы это тоже формы взаимовыгодной торговли: в первом случае обмен рабочей силы на товары и услуги, во втором обмен сегодняшних благ на те, что будут произведены в будущем. Наконец, международный обмен в сфере рискованных активов типа акций и облигаций может принести выгоду всем странам, давая каждой из них возможность диверсифицировать портфель инвестиций и поддержать стабильность доходов . Невидимые формы торговли приносят здесь не меньшую пользу, чем появление в феврале в Торонто свежих фруктов из Латинской Америки.