История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Производительность труда и сравнительное преимущество

Сравнительные преимущества Кривая относительного спроса Модель Рекордно Кривая относительного предложения Трудозатраты на единицу продукции Выигрыш от торговли Граница производственных возможностей Аргумент дешевого труда Альтернативные издержки Неэквивалентный обмен Абсолютные преимущества Производный спрос

Анализ частичного равновесия Товары для внутреннего потребления Анализ общего равновесия

Модель Риккардо с множеством товаров

В этой главе проводимый нами анализ усложнился, когда мы перешли от модели с двумя товарами к случаю множества продуктов. Исследователи торговли, однако, обнаружили удивительную вещь: если число товаров становится очень большим, т.е. можно считать его неограниченным, то модель в итоге даже упрощается. В вышедшей в 1977 г. известной статье Рудигера Дорнбуша, Стэнли Фишера и Пола Самуэльсона из Массачусетского Технологического института (см. список дополнительной литературы) была построена модель Рикардо для очень большого числа товаров, которая очень хорошо иллюстрирует то, что мы отмечали в этой главе.

Технология и специализация

Пусть в отечественной и зарубежной экономике используется лишь один фактор производства труд, имеющийся в количествах

в каждой стране. Обе они тем не менее могут потреблять и производить очень большое число товаров. Присвоим каждому из них свой номер. Объясним, каким образом эти номера будут присваиваться. Для любого отечественного и зарубежного товара мы знаем трудозатраты на его единицу. Для товара

пусть

будет обозначать трудозатраты в отечественной экономике и

в зарубежной. Тогда

будет соотношением трудозатрат на единицу продукта у нас и за рубежом. Мы обозначим его

Нумеровать товары будем в следующем порядке: первый номер будет у товара, для которого А максимально, следующий за ним по величине А товар будет иметь номер 2 и т.д., так что Таким образом мы расположим товары по мере убывания отечественных сравнительных преимуществ. Теперь построим график функции

от

(рис. 2П.1). Здесь мы исходим из посылки, что число товаров очень велико. В реальности z может принимать лишь целочисленные значения, потому вместо кривой

должна быть группа отдельных точек, соответствующих

и т. д. При исчисляемом миллиардами количестве товаров любой график в рамках одной страницы даст нам

, не отличимую от сплошной кривой. Абстрагируемся от пропусков, которые там есть, и фактически трактуем

как плавную непрерывную математическую зависимость. Она будет, безусловно, убывающей, если учесть принцип, по которому мы нумеровали товары. Какие товары будут производиться в отечественной, а какие в зарубежной экономике? Это зависит от соотношения зарплат между ними. Издержки производства товара

в отечественном хозяйстве есть

, где

зарплата отечественного работника. Те же издержки за рубежом

. Товар будет дешевле произвести в Отечестве, если

что эквивалентно

откуда получаем

Введя соотношение зарплат

можно определить характер международной специализации. Существует некий пограничный товар

, при производстве которого

> (рис. 2П.1). Товары с номерами меньше

производятся в отечественной экономике, с номерами больше

за рубежом.