История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Закон единой цены

Чтобы понять, какие рыночные силы могли вызвать результаты, предсказываемые теорией паритета покупательной способности, обсудим вначале связанное с этим, но самостоятельное утверждение, известное как закон единой цены. Закон единой цены гласит, что на конкурентных рынках в отсутствие транспортных издержек и официальных торговых барьеров (таких, как пошлины) одинаковые товары должны продаваться в разных странах за одну и ту же цену, если выразить эту цену в одной и той же валюте. Например, если курс доллара к фунту составляет 1,50 долл. за фунт, то свитер, продающийся в Нью-Йорке за 45 долл., должен продаваться в Лондоне за 30 фунтов. Выраженная в долларах цена свитера, продаваемого в Лондоне, составит тогда (1,50 долл. за фунт) х (30 фунтов за свитер) = 45 долл. за свитер, то есть та же, что и цена свитера в Нью-Йорке. Продолжим этот пример, чтобы понять, почему закон единой цены должен выполняться при свободной торговле и отсутствии транспортных издержек или других торговых барьеров. Если бы курс доллара к фунту составлял 1,45 долл. за фунт, вы могли бы купить свитер в Лондоне, конвертировав на валютном рынке 43,50 долл. (= 1,45 долл. за фунт х 30 фунтов) в 30 фунтов. Таким образом, долларовая цена свитера в Лондоне составила бы только 43,50 долл. Если бы тот же самый свитер продавался в Нью-Йорке за 45 долл., импортерам США и британским экспортерам было бы выгодно купить свитера в Лондоне и отправить их в Нью-Йорк, тем самым подталкивая лондонскую цену вверх, а нью-йоркскую вниз до тех пор, пока цены в двух местах не сравняются. Аналогичным образом при курсе в 1,55 долл. за фунт долларовая цена свитера в Лондоне составила бы 46,50 долл. (= 1,55 долл. за фунт х на 30 фунтов), то есть на 1,50 долл. больше, чем в Нью-Йорке. Свитера отправлялись бы с запада на восток до тех пор, пока на обоих рынках не стала бы преобладать одна и та же цена. Закон единой цены есть переформулировка, с точки зрения выражения в деньгах, принципа, игравшего важную роль в части этой книги, посвященной теории торговли: когда торговля ведется беспрепятственно и без издержек, одинаковые товары должны продаваться по одним и тем же относительным ценам независимо от того, где они продаются. Мы напоминаем здесь об этом принципе, потому что он образует одну из связей между национальными ценами товаров и валютными курсами. Формально можно изложить закон единой цены следующим образом: пусть

это долларовая цена товара i при продаже его в США, а

соответствующая цена в немецких марках в Германии. Тогда закон единой цены предполагает, что долларовая цена товара i будет одной и той же, где бы он ни продавался:

Аналогичным образом обменный курс доллара к марке есть отношение американской и немецкой цен товара г, выраженных в деньгах:

Паритет покупательной способности В теории паритета покупательной способности (ППС) утверждается, что обменный курс между валютами двух стран равняется отношению уровней цен в этих странах. Вспомните из гл. 15, что внутренняя покупательная способность валюты страны отражается в уровне цен страны цене представительной потребительской корзины. Теория ППС предполагает поэтому, что падение внутренней покупательной способности валюты страны (на которое указывает рост внутреннего уровня цен) должно быть связано с пропорциональным ее обесценением на международном валютном рынке. Соответственно этому теория ППС предполагает, что прирост внутренней покупательной способности национальной валюты связан с соответствующим ее удорожанием. Основная идея ППС была выдвинута в трудах британских экономистов девятнадцатого века, в частности Давида Рикардо (автора теории сравнительных преимуществ). Густав Кассель, шведский экономист начала XX в., сделал теорию ППС популярной, превратив ее в центральную часть теории валютных курсов. Хотя в отношении общей обоснованности ППС и велась большая полемика, эта теория в самом деле проливает свет на важные факторы, стоящие за движениями валютных курсов. Чтобы выразить теорию ППС в форме символов, обозначим через P[/s цену в долларах потребительской корзины США, а через Pq цену такой же корзины в немецких марках, продаваемой в Германии. (Пока предположим, что одна и та же корзина измеряет покупательную способность денег в обеих странах.) Тогда на основе ППС можно рассчитать курс доллара к немецкой марке, который будет равен Если, например, потребительская корзина стоит 200 долл. в США и 600 марок в Германии, то исходя из ППС должен установиться обменный курс 0,33 долл. за марку ($200 за корзину /DM600 за корзину). Если бы уровень цен в Соединенных Штатах утроился (до 600 долл. за корзину), утроилась бы и цена немецкой марки в долларах: ППС предполагал бы установление обменного курса в 1 долл. за марку ($600 за корзину /DM600 за корзину). Приведя уравнение (16.1) к виду: мы получим альтернативную интерпретацию ППС. Левая часть этого уравнения есть выраженная в долларах цена потребительской корзины в Соединенных Штатах. Правая часть этого уравнения есть выраженная в долларах цена потребительской корзины в Германии (то есть его цена в немецких марках, помноженная на цену марки в долларах). Если ППС имеет место, эти две цены равны друг другу. Таким образом, теория ППС утверждает, что уровни цен всех стран, измеренные в одной и той же валюте, равны. Таким образом, правая часть последнего уравнения измеряет покупательную способность доллара, который обменивается на немецкую марку и тратится в пределах Германии. ППС, следовательно, имеет место, когда при текущих валютных курсах внутренняя покупательная способность каждой йз валют всегда такая же, что и ее покупательная способность за границей.

Взаимосвязь между ппс и законом единой цены

Внешне определение ППС, заданное уравнением (16.1) выглядит как закон одной цены, гласящий, что

для любого товара i. Имеется, однако, различие между ППС и законом одной цены: закон одной цены относится к отдельным товарам (таким, как товар t), а ППС к общему уровню цен, составленному из цен всех товаров, входящих в потребительскую корзину. Если закон единой цены справедлив для каждого товара, конечно, ППС должен соблюдаться автоматически до тех пор, пока потребительские корзины, используемые для подсчета уровней цен различных стран, остаются одинаковыми. Сторонники теории ППС утверждают, однако, что ее обоснованность (в частности, обоснованность в долгосрочном периоде) не требует, чтобы закон единой цены в точности выполнялся. Их довод состоит в том, что если даже закон единой цены не соблюдается для каждого отдельного товара, цены и валютные курсы не должны слишком далеко отклоняться от соотношения, определяемого ППС. Когда в одной стране товары и услуги временно становятся дороже, чем в других, спрос на валюту этой страны и на ее продукцию падает, подталкивая валютный курс и внутренние цены назад, к уровню, соответствующему ППС. Противоположная ситуация относительного удешевления национальной продукции ведет аналогичным образом к повышению курса валюты и уровня цен. Теория ППС утверждает, следовательно, что если даже закон единой цены не является справедливым в буквальном смысле, стоящие за ним экономические силы в конечном счете помогут уравнять покупательную способность во всех странах.