История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Объяснение проблем с помощью ППС

Чем же можно объяснить отрицательные эмпирические результаты, полученные в предыдущем параграфе? Имеется несколько неотложных проблем, связанных с ходом наших размышлений при объяснении валютных курсов теорией ППС, основанной на законе единой цены.

1. В отличие от предположения, сделанного при формулировании закона единой цены, транспортные издержки и торговые ограничения, конечно, существуют. Эти торговые барьеры могут быть достаточно высокими, чтобы помешать торговле некоторыми товарами и услугами между странами.

2. С транспортными издержками и другими торговыми барьерами может взаимодействовать монополистическая или олигополистическая практика на товарных рынках, приводящая к дальнейшему ослаблению связи между ценами аналогичных товаров, продаваемых в разных странах.

3. Поскольку данные об инфляции, публикуемые в различных странах, основаны на разных потребительских корзинах, даже при отсутствии торговых барьеров и при реализации на международном рынке всех товаров не существует оснований для уравновешивания изменениями валютных курсов официальных показателей различий в темпах инфляции.

некоторые факты по мясной продукции в связи с законом одной цены

Летом 1986 г. журнал "Экономист" провел широкое исследование цен на гамбургеры "Биг Мак в ресторанах "Макдональдс во всем мире. Это, на первый взгляд, эксцентричное мероприятие не было результатом всплеска легкомыслия у широкой публики. Журнал хотел подшутить над теми экономистами, которые с уверенностью объявляли те или иные валютные курсы "завышенными" или "заниженными на основе сравнений ППС. Поскольку Биг Маки, как утверждалось в журнале, продаются в 41 стране, с весьма незначительными изменениями рецепта," сравнение цен на гамбургеры должно было послужить "ориентиром того, продаются ли валюты по правильным валютным курсам.* С 1986 г. Экономист* периодически обновлял свои расчеты.

Обследование, проведенное Экономистом*, можно интерпретировать как проверку действия закона одной цены. Под этим углом зрения результаты первоначальной проверки оказываются совершенно неожиданными. Оказалось, что цены на Биг Маки* сильно различаются по странам. Цена *Биг Мака* в Нью-Йорке была на 50% выше, чем в Австралии, и на 64% выше, чем в Гонконге. Напротив, парижский Биг Мак* стоил на 54% дороже своего нью-йоркского двойника; токийский *Биг Мак* дороже на 50%. Только в Великобритании и в Ирландии долларовые цены гамбургеров были близки к нью-йоркскому уровню.

Как может быть объяснено это резкое нарушение закона одной цены? Как отметил Экономист*, частичным объяснением могут служить транспортные издержки и государственное регулирование. Важным дополнительным фактором является, возможно, дифференциация продукта. Поскольку в некоторых странах у Биг Маков имеется сравнительно мало близких заменителей, дифференциация продукта может дать Макдональдс* некоторую власть в отношении установления цен в соответствии с возможностями местного рынка. Наконец, не забудьте, что цена *Биг Мака* должна покрыть не только стоимость мяса и булочек, но также заработную плату обслуживающего персонала, арендную плату, расходы на электричество и т. д. Цены этих непищевых ресурсов могут резко различаться по странам.

Как насчет долгосрочного периода? Последующие обследования по Биг Макам* не показали наличия общей тенденции к уменьшению разницы в ценах, зафиксированной в 1986 г. Обследование, проведенное в апреле 1989 г., показало, что *Биг Мак* продается в Париже лишь на 12% дороже, чем на Манхэттене, но зато на Манхэттене на 153% дороже, чем в Гонконге.** Примечательно, что журнал сообщил также о ценовых различиях между четырьмя американскими городами Атлантой, Чикаго, Нью-Йорком и Сан-Франциско, оказавшихся во многих случаях значительнее, чем ценовые расхождения по странам. На основании этого можно предположить, что из всех возможных факторов, вызывающих в данном случае нарушение закона одной цены, прямое государственное ограничение международной торговли не является самым важным.