История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Торговые барьеры и товары для внутреннего рынка

Транспортные издержки и торговые ограничения делают дорогостоящим движение товаров между рынками, расположенными в различных странах, и поэтому ослабляют механизм действия закона одной цены, лежащего в основе ППС. Еще раз предположим, что один и тот же свитер продается в Нью-Йорке за 45 долл., а в Лондоне за 30 фунтов, но морская транспортировка одного свитера между этими двумя городами обходится в 2 долл. При курсе 1,45 долл. за фунт долларовая цена свитера в Лондоне равняется (1,45 долл. за фунт) х х (30 фунтов)=43,50 долл., но американскому импортеру придется заплатить 43,50 долл++2долл=45,50 долл., чтобы купить свитер в Лондоне и доставить его в Нью-Йорк.

Следовательно, при курсе 1,45 долл. за фунт доставка свитеров из Лондона в Нью-Йорк невыгодна, хотя их долларовая цена в Нью-Йорке и выше. Также при курсе 1,55 долл. за фунт американский экспортер потеряет деньги, отправив свитера из Нью-Йорка в Лондон, несмотря на то, что нью-йоркская цена 45 долл. будет ниже долларовой цены свитера в Лондоне 46,50 долл. Урок, извлекаемый из этого примера, состоит в том, что транспортные издержки разрывают подразумеваемую законом одной цены тесную связь между валютными курсами и товарными ценами. Чем больше транспортные издержки, тем больше при заданных товарных ценах в различных странах диапазон, в котором может происходить движение валютного курса. Официальные торговые ограничения, такие, как пошлины, имеют аналогичный эффект, потому что сбор, уплачиваемый таможенному инспектору, влияет на прибыль импортера таким же образом, как и соответствующая плата за транспортировку. Любой из этих видов торговых барьеров ослабляет базис ППС, позволяя покупательной способности данной валюты более сильно различаться от страны к стране. Например, при наличии торговых барьеров доллар в Токио не должен иметь столь же высокий курс, как в Чикаго, и это действительно так, как выяснил бы всякий, побывавший в Токио. Как вы можете вспомнить из гл. 2, транспортные издержки могут быть столь велики по отношению к издержкам производства некоторых товаров и услуг, что международная торговля этими товарами и услугами никогда не будет приносить прибыли. Такие товары и услуги называются товарами и услугами для внутреннего потребления. Традиционный пример услуги для внутреннего потребления стрижка волос. Французу, желающему постричься по-американски, пришлось бы транспортировать себя в Нью-Йорк или же транспортировать американского парикмахера во Францию. В любом случае издержки транспортировки столь велики по отношению к цене покупаемой услуги, что услугами французского парикмахера пользуются только резиденты Франции (за исключением туристов), а американского только резиденты Соединенных Штатов. Существование во всех странах товаров и услуг для внутреннего потребления, цены на которые не связаны в международном плане, делает возможными систематические отклонения даже от относительного ППС. Поскольку цена товара для внутреннего потребления определяется исключительно кривыми его национального предложения и спроса, сдвиги этих кривых могут вызвать изменение национальной цены потребительской корзины по отношению к цене такой же корзины за рубежом. При прочих равных условиях повышение цены товаров для внутреннего потребления страны повысит ее уровень цен по сравнению с уровнями цен за рубежом (при условии измерения уровней цен всех стран в одной и той же валюте). Если посмотреть на дело иначе, покупательная способность любой данной валюты будет падать в тех странах, где цены на товары для внутреннего потребления растут. Уровень цен каждой страны включает широкое разнообразие товаров и услуг для внутреннего потребления, среди которых (наряду со стрижкой волос) обычное медицинское обслуживание, инструктаж по аэробике, ведение домашнего хозяйства и др. В широком смысле слова товары для международного потребления можно отождествить с продукцией обрабатывающей промышленности, сырьевыми материалами и сельскохозяйственными продуктами. Товары и услуги для внутреннего потребления это главным образом услуги и строительная продукция. Естественно, из этого правила есть исключения. Например, финансовые услуги, предоставляемые банками и брокерскими домами, часто могут становиться объектом международной торговли. Помимо этого, торговые ограничения, если они достаточно суровы, могут превращать товары, служащие в обычных обстоятельствах для международного потребления, в товары для внутреннего потребления. Так, в большинстве стран товарами для внутреннего потребления являются некоторые виды продукции обрабатывающей промышленности.

Если судить по данным о роли сферы услуг и строительной индустрии в ВНП США, можно получить очень неточное представление о значении товаров для внутреннего потребления в американской экономике. В 1991 г. на выпуск этих отраслей приходилось около 60% ВНП США.

Цифры, подобные этим, вероятно, занижают значение товаров для внутреннего потребления в установлении национальных уровней цен. Даже цены на товары для международного потребления обычно включают в себя стоимость услуг для внутреннего потребления по распределению и маркетингу, доводящих товары от производителей до потребителей. (См. "Некоторые данные по мясной продукции в связи с законом одной цены"). Существование товаров для внутреннего потребления помогает объяснить значительные отклонения от относительного ППС, иллюстрируемые рис. 16.3.

Отклонения от свободной конкуренции

При одновременном наличии и торговых барьеров, и рыночных структур несовершенной конкуренции связи между национальными уровнями цен продолжают еще более ослабляться. Крайний случай имеет место, когда единственная фирма продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках (вспомните анализ демпинга в гл. 6). В начале 1990-х гг., например, автомобиль "Ниссан", созданный на заводе японской компании в Сандерлэнде, в северо-восточной Англии, можно было купить у дилера в непосредственной близости от завода за 16,215 фунтов стерлингов. В Японии та же самая модель продавалась всего за 13,375 фунтов, несмотря на издержки, которые несла "Ниссан" по транспортировке автомобиля за 16,000 миль морем от Сандерлэнда до Токио10. Трудно было бы навязать такую дискриминационную практику установления цен, если бы для водителей не было дорого покупать автомобили в Японии и отправлять их морем в Англию. Аналогичным образом, если бы потребители считали, что "Фольксваген" и "Фиат" это хорошие заменители "Ниссан", конкуренция между производителями не позволила, чтобы цена японских автомобилей в Великобритании сильно отклонялась от издержек производства. Соединение дифференциации продукта и сегметированных рынков ведет, однако, к сильным нарушениям закона одной цены и абсолютного ППС. Сдвиги, происходящие со временем в рыночной структуре и спросе, могут нарушить относительный ППС.