История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Реальный валютный курс

В качестве первого шага в расширении теории ППС определим понятие реального валютного (обменного) курса. Реальный обменный курс между валютами двух стран представляет собой обобщающий показатель соотношения цен широкого набора товаров и услуг одной страны и аналогичного набора в другой стране. Введение понятия реального валютного курса в данный момент является естественным, поскольку главная посылка теории ППС состоит в том, что реальный валютный курс никогда не меняется, по крайней мере, не меняется постоянно. Если мы хотим расширить нашу модель таким образом, чтобы она давала более точное описание реального мира, необходимо более систематично исследовать силы, которые могут вызывать значительные и постоянные изменения реальных валютных курсов. Как мы увидим, реальные валютные курсы важны не только для количественного определения отклонений от ППС. Они являются также базой для анализа макроэкономических условий спроса и предложения в открытой экономике. Когда мы хотим провести различие между реальным валютным курсом, являющимся относительной ценой двух потребительских корзин, и относительной ценой двух валют, мы называем последнюю номинальным валютным курсом. Но чтобы не рисковать и не перепутать эти понятия, мы по-прежнему будем использовать для обозначения номинальных валютных курсов более краткий термин "валютный курс". Реальные валютные курсы определяются, однако, через номинальные валютные курсы и уровни цен. Поэтому прежде чем дать более точное определение реальных валютных курсов, следует выяснить, какой же показатель уровня цен будем использовать. Пусть, как обычно,

обозначает уровень цен в Соединенных Штатах, а

уровень цен в Германии. Поскольку мы больше не исходим (в отличие от рассуждений при монетаристском подходе) из предпосылки о соблюдении абсолютного ППС, то и не предполагаем больше, что уровень цен может быть измерен в США той же потребительской корзиной, что и в Германии. Вместо этого мы решаем связать наш анализ с денежными факторами, поскольку выдвигаем требование, что индекс цен каждой страны должен давать хорошее представление о тех покупках, которые побуждают ее резидентов предъявлять спрос на предлагаемую в стране денежную массу. Идеально это не под силу ни одному показателю цен. Но чтобы получить возможность формального определения реального валютного курса, мы должны остановиться на каком-то из показателей. Вы можете представлять себе

как долларовую цену неизменяющегося набора потребительской корзины, содержащей типичные еженедельные покупки домохозяйств и фирм США;

аналогично базируется на неизменяющемся наборе потребительской корзины, отражающей типичные еженедельные покупки германских домохозяйств и фирм. Важно помнить, что уровень цен Соединенных Штатов будет отражать относительно больший удельный вес товаров, производимых и потребляемых в Америке, а германский уровень цен относительно больший удельный вес товаров, производимых и потребляемых в Германии

. Описав потребительские корзины, используемые для измерения уровней цен, мы может теперь дать формальное определение реальному валютному курсу доллара к немецкой марке, обозначенному

, как долларовой цене германской корзины относительно долларовой цены американской. Реальный валютный курс можно выразить как измеренную в долларах величину уровня цен Германии, деленную на уровень цен США, или в условных обозначениях:

Поясним понятие реального валютного курса на числовом примере. Представьте, что потребительская корзина в Германии стоит

за германскую корзину), корзина в США стоит

за американскую корзину) и что номинальный валютный курс равен

долл. за марку. Тогда реальный валютный курс доллара к марке составит

Рост величины реального обменного курса доллара к марке

(который мы будем называть реальным обесценением доллара по отношению к марке) может быть интерпретирован несколькими равнозначными способами. Из (16.6) очевидно, что это изменение является падением покупательной способности доллара в пределах границ Германии по сравнению с его покупательной способностью внутри Соединенных Штатов. Это изменение относительной покупательной способности происходит потому, что долларовые цены германских товаров

растут относительно долларовых цен товаров США (Pus)-Согласно условиям нашего числового примера, 10%-ное номинальное обесценение доллара до

. за марку вызывает повышение

американской корзины за германскую корзину, что означает реальное обесценение доллара на 10% по отношению к марке. (То же самое изменение

могло бы быть результатом 10%-ного роста

или 10%-ного падения

). Реальное обесценение означает, что покупательная способность доллара по отношению к германским товарам и услугам падает на 10% по сравнению с его покупательной способностью по отношению к товарам и услугам США. Несмотря на то, что многие из товаров, входящих в формирование национального уровня цен, являются товарами для внутреннего потребления, рассуждая по-другому, полезно думать о реальном валютном курсе

как об относительной цене германских товаров в целом, выраженной в американских продуктах, т.е., о цене, по которой состоялся бы торговый обмен американской корзины на германскую, если бы были возможны торговые сделки по внутренним ценам. Считается, что доллар реально обесценивается по отношению к марке, когда

растет, потому что гипотетическая покупательная способность американских продуктов в целом в отношении германских снижается. Американские товары и услуги становятся дешевле по сравнению с германскими. Реальное удорожание доллара по отношению к марке есть уменьшение величины

. Это уменьшение показывает снижение относительной цены продуктов, купленных в Германии, или повышение покупательной способности доллара по отношению к германским товарам по сравнению с его способностью в Соединенных Штатах17. Наша договоренность по поводу описания реальных обесценений и реальных удорожаний доллара по отношению к марке остается той же, что и для номинальных валютных курсов (а именно, увеличение

означает обесценение доллара, а уменьшение повышение курса доллара). Уравнение (16.6) показывает, что при неизменных ценах продукции номинальное обесценение (удорожание) подразумевает реальное обесценение (удорожание) и наоборот. Наши рассуждения об изменениях реальных валютных курсов включают, таким образом, в качестве особого случая наблюдение, сделанное в гл. 14: при неизменных внутренних ценах товаров номинальное обесценение доллара удешевляет товары США по сравнению с иностранными, а номинальное повышение курса доллара удорожает их. Уравнение (16.6) позволяет легко увидеть, почему реальный валютный курс не может меняться, если сохраняется относительный ППС. При относительном ППС 10%-ное повышение

, например, всегда в точности уравновешивалось бы 10%-ным падением отношения уровней цен

, оставляя

без изменений.