История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Спрос, предложение и долгосрочный реальный валютный курс

Не должно показаться удивительным, что в мире, где ППС не соблюдается, долгосрочные значения валютных курсов, так же как и других относительных цен, восстанавливающих рыночное равновесие, зависят от условий спроса и предложения. Однако, поскольку реальный валютный курс отслеживает изменения относительной цены потребительских корзин двух стран, имеют значение условия в обеих странах. Изменения на рынках стран могут быть сложными, и мы не хотим отклоняться от темы в область исчерпывающего (и изнуряющего) перечисления возможностей этого рода. Лучше сосредоточим внимание на рассмотрении двух конкретных случаев, нетрудных для понимания и помогающих объяснить, почему долгосрочные значения реальных валютных курсов могут изменяться. 1. Изменение относительного мирового спроса на американскую продукцию. Представьте, что расходы всего мира на американские товары и услуги растут по сравнению с расходами всего мира на германские товары и услуги. Такое изменение могло бы возникнуть, например, по нескольким причинам: из-за смещения спроса в США от германских товаров к американским, из-за аналогичного смещения спроса иностранцев к американским товарам или увеличения государственных закупок США, приходящихся главным образом на продукцию США. Любое увеличение относительного мирового спроса на продукцию США вызывает при прежнем валютном курсе избыточный спрос на нее. Чтобы восстановить равновесие, относительная цена американской продукции, выраженная в германской продукции, должна возрасти: относительные цены товаров для внутреннего потребления США возрастут, а цены товаров для международного потребления, производимых в Соединенных Штатах и интенсивно там потребляемых, поднимутся по отношению к ценам товаров для внутреннего потребления, производимых в Германии. Все эти изменения способствуют уменьшению величины

, относительной цены германской потребительской корзины, выраженной в аналогичной корзине США. Наш вывод состоит в том, что увеличение относительного мирового спроса на продукцию США вызывает долгосрочное реальное удорожание доллара по отношению к немецкой марке (уменьшение

. Аналогично падение относительного мирового спроса на продукцию США вызывает долгосрочное реальное обесценение доллара по отношению к немецкой марке (увеличение

.

рост производительности и реальный валютный курс доллора к йене

Если цены товаров для международного потребления не слишком чувствительны к чисто внутренним условиям, рост производительности в отраслях, где они производятся, вызовет реальное удорожание национальной валюты относительный рост национального уровня цен. Объяснение этого построено на аргументации Балассы-Саму-эльсона о том, что уровни цен должны расти с ростом дохода на капитал (см. Ситуационный анализ на стр.). Более высокая производительность факторов в производстве товаров для международного потребления вынуждает труд и капитал уходить из сектора товаров для внутреннего потребления, сокращая их предложение и тем самым повышая их относительную цену. Если, однако, большее предложение национальных товаров для международного потребления не вызывает слишком большого ухудшения условий торговли, то соотношение национального уровня цен к иностранному тоже увеличится. Согласующиеся с этой теорией результаты, содержатся в недавнем исследовании реального валютного курса доллара к иене, проведенном экономистом Университета Пенсильвании Ричардом Марстоном. Марстон использовал данные на уровне отрасли по Соединенным Штатам и Японии, чтобы рассчитать темп роста производительности в секторах товаров и услуг для внутреннего и международного потребления за период с 1973 по 1983 гг. Он обнаружил, что в США рост производительности в секторе товаров для международного потребления на 13,2% выше, чем в секторе товаров для внутреннего потребления. В Японии же рост производительности в секторе товаров для международного потребления обогнал этот рост в секторе товаров для внутреннего потребления на 73,2%. Логика наших предыдущих рассуждений предполагает, что цена товаров для внутреннего потребления, выраженная в товарах для международного потребления, должна была возрасти в обеих странах, но в Японии в большей степени. Если относительные цены товаров для международного потребления не сильно изменяются в долгосрочном периоде, можно было бы ожидать, что эти изменения относительных цен в двух странах вызвали бы реальное повышение курса иены по отношению к доллару. Такая логика россуждений вполне соответствует фактам. Марстон обнаружил, что относительная цена товаров для внутреннего потребления возросла в США на 12,3%; в Японии на 56,9%. Хотя цена японских товаров для международного потребления и упала резко по сравнению с ценой американских, конечным результатом было все-таки 9%-ное реальное повышение курса иены по отношению к доллару. На рис 16.5 показаны поквартальные данные, характеризующие реальный валютный курс доллара к иене с 1970 г. (помните, что увеличение Qs/ш есть реальное обесценение доллара против иены и реальное повышение курса иены по отношению к доллару). Тенденция, которую установил Марстон, а именно: уровень цен Японии, выраженный в долларах, неуклонно повышался по сравнению с уровнем цен США, фактически была характерна для всего периода после Второй мировой войны и, в частности, сохранялась за пределами выборки Марстона, заканчивавшейся 1983 г. С 1970 по 1992 гг. среднегодовой темп реального обесценения доллара против иены составлял около 3,9%. Однако нельзя сказать, что у Японии и Америки в период после 1970 г. имелся радикально различный опыт в отношении инфляции. Показанная на рис. 16.5 тенденция движения реального валютного курса послужила поэтому в значительной мере причиной номинального обесценения доллара по отношению к иене, упоминавшегося в первом параграфе данной главы. 2. Изменение относительного предложения продукции. Предположим, что производственная эффективность труда и капитала США растет. Поскольку американцы тратят часть своего возросшего дохода на иностранные товары, предложение всех видов товаров и услуг США увеличивается по отношению к предъявляемому на них спросу, в результате чего при прежнем реальном валютном курсе возникает избыточное относительное предложение американской продукции. Падение относительной цены американских товаров как для внутреннего, так и для международного потребления сдвигает спрос в их пользу и устраняет избыток предложения. Это ценовое изменение представляет собой реальное обесценение доллара по отношению к марке, т.е. увеличение q$/ом. Относительное расширение выпуска продукции США вызывает долгосрочное реальное обесценение доллара по отношению к марке (q%/ом увеличивается). Относительное расширение производства в Германии вызывает долгосрочное реальное повышение курса доллара по отношению к марке (qs/dm уменьшается).