История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Выпуск продукции и валютный курс в краткосрочном

Когда в 1982 г. реальный валовой национальный продукт (ВНП) Соединенных Штатов уменьшился на 2,5%, многие аналитики обвиняли в этом спаде происшедшее с 1980 г. резкое повышение курса доллара. Однако в 1984 г. реальный ВНП США возрос на целых 6,8%, несмотря на то, что опять произошло значительное повышение курса доллара. Эта глава, завершая макроэкономическую модель, выстроенную в двух предшествующих главах, поможет нам понять те сложные факторы, которые вызывают изменения выпуска продукции и валютного курса.

В гл. 15 и 16 были объяснены связи между валютными курсами, процентными ставками и уровнями цен, но всегда предполагалось, что уровни производства заданы. Эти главы дали нам лишь частичную картину того, как воздействуют макроэкономические изменения на открытую экономику, потому что события, изменяющие валютные курсы, процентные ставки и уровни цен, могут также оказывать влияние и на выпуск. Теперь мы завершим эту картину, проанализировав, каким образом устанавливаются выпуск и валютный курс в краткосрочном периоде. К полученным нами знаниям о фондовых рынках и долгосрочном поведении валютных курсов присоединится новый элемент теория о том, как происходит приспособление рынка произведенной продукции к изменениям спроса в условиях, когда для самих цен на продукцию характерна медлительность приспособления к этим изменениям. Как мы узнали в гл. 15, институциональные факторы типа долгосрочных контрактов в номинальном выражении могут приводить к возникновению "негибких" или медленно приспосабливающихся рыночных цен на продукцию. Соединяя краткосрочную модель рынка произведенной продукции с нашими моделями международного валютного и денежного рынка (рынков активов), мы строим модель, объясняющую все важные макроэкономические переменные в открытой экономике. Рассмотренная в предыдущей главе модель валютного курса в долгосрочном периоде дает ту основу, которая используется участниками фондовых рынков при формировании своих ожиданий в отношении будущих валютных курсов.

Изменения в производстве могут уводить экономику от состояния полной занятости. Они могут также сочетаться с колебаниями в торговом балансе и балансе текущих операций. Поэтому связи между выпуском продукции и макроэкономическими переменными очень важны при проведении экономической политики. Мы используем представленную в этой главе модель для исследования влияния на экономику средств макроэкономической политики и применение этих средств в целях поддержания полной занятости. Детерминанты совокупного спроса в открытой экономике Чтобы проанализировать, как устанавливается величина выпуска в краткосрочном периоде, когда цены на продукты малоподвижны, мы вводим понятие совокупного спроса на продукцию страны. Совокупный спрос это то количество товаров и услуг страны, на которое предъявляется спрос домохозяйствами и фирмами во всем мире. Точно так же, как производство отдельного товара или услуги зависит от спроса на них, общий краткосрочный уровень производства страны зависит от совокупного спроса на ее продукты. В долгосрочном периоде экономика (по определению) находится в состоянии полной занятости, поэтому в этом периоде выпуск страны зависит только от имеющихся в ее распоряжении факторов производства, таких, как труд и капитал. Однако эти факторы производства, как мы увидим, могут быть в краткосрочном периоде недоиспользованы или сверхзаняты в результате изменений в совокупном спросе, которые не оказали еще полного долгосрочного влияния на цены. В гл. 13 мы узнали, что национальный продукт можно разделить между четырьмя различными видами расходов, создающими национальный доход: потреблением, инвестициями, государственными закупками и балансом текущих операций. Соответственно совокупный спрос на созданный продукт в открытой экономике есть сумма потребительского спроса (С), инвестиционного спроса (/), спроса, определяемого государственными закупками (G), и чистого спроса на экспорт, т.е. баланса текущих операций (СА). Каждый из этих компонентов совокупного спроса зависит от различных факторов. В этом параграфе мы проанализируем те факторы, которые определяют потребительский спрос и баланс текущих операций. Спрос, представленный государственными закупками, будет рассмотрен в этой главе ниже, когда мы будем исследовать последствия налогово-бюджетной политики; пока же мы принимаем G заданным. Чтобы избежать усложнения нашей модели, мы также принимаем заданным инвестиционный спрос /. Детерминанты инвестиционного спроса включены в модель, содержащуюся в приложении I к настоящей главе.

Детерминанты потребительского спроса

В этой главе количество продукции, которое желают потребить резиденты, страны, мы будем рассматривать как величину, зависящую от располагаемого дохода

(т.е. национального дохода за вычетом налогов,

измерены в единицах внутреннего производства). При этой предпосылке желаемый уровень потребления страны можно записать как функцию располагаемого дохода:

Поскольку каждый потребитель по мере роста своего дохода, естественно, предъявляет спрос на большее количество товаров и услуг, мы ожидаем, что и на уровне совокупного спроса потребление будет расти по мере увеличения располагаемого дохода. Таким образом, между потребительским спросом и располагаемым доходом имеется прямая зависимость. Однако с ростом располагаемого дохода потребительский спрос обычно растет на меньшую величину, так как часть прироста дохода сберегается.