История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Реальный доход и совокупный спрос

Влияние внутреннего реального дохода на совокупный спрос несколько более сложно. Если налоги зафиксированы на заданном уровне, рост

представляет собой равный по величине рост располагаемого дохода

. Хотя этот рост

и увеличивает потребление, он вызывает ухудшение баланса текущих операций, увеличивая внутренние расходы на импортную продукцию. Первое из этих воздействий увеличивает совокупный спрос, второе же его уменьшает. Поскольку, однако, прирост потребления делится между большими расходами на национальную продукцию и большими расходами на иностранный импорт, первое воздействие (воздействие располагаемого дохода на общее потребление) сильнее, чем второе (воздействие располагаемого дохода на расходы по импорту, взятые отдельно). Следовательно, рост внутреннего реального дохода при прочих равных условиях увеличивает совокупный спрос на продукцию страны, а падение внутреннего реального дохода уменьшает совокупный спрос на ее продукцию. Рис. 17.1 показывает взаимосвязь между совокупным спросом и реальным доходом У для фиксированных значений реального валютного курса, налогов, инвестиционного спроса и государственных расходов. По мере роста У потребление увеличивается на долю прироста дохода. Кроме того, часть этого прироста потребления расходуется на импорт. Влияние прироста У на размеры совокупного спроса на отечественный выпуск оказывается поэтому меньшим, чем сопровождающий его прирост потребительского спроса, который в свою очередь меньше, чем прирост

. Рис. 17.1 представляет график совокупного спроса с наклоном меньше 1. Как величина выпуска продукции определяется в краткосрочном периоде Рассмотрев воздействие фактора спроса на выпуск продукции в открытой экономике, обратимся теперь к изучению определения объема выпуска продукции в краткосрочном периоде. В этом параграфе покажем, что рынок выпускаемой продукции находится в равновесии, когда реальный выпуск У равен совокупному спросу на национальную продукцию: У = D(EP*/P,Y - T,I,G). Следовательно, краткосрочный равновесный уровень производства определяется равенством совокупного спроса и совокупного предложения. Наш анализ установления реального выпуска продукции относится к краткосрочному периоду, потому что мы принимаем цены товаров и услуг временно фиксированными. Как мы увидим далее в этой главе, краткосрочные изменения реального выпуска продукции, допускаемые временно фиксированными ценами, в конце концов вызывают изменения уровня цен, приводящие экономику к ее долгосрочному равновесию. При долгосрочном равновесии имеется полная занятость факторов производства, уровень реального выпуска полностью определяется величинами предложения факторов, а реальный валютный курс устанавливается на уровне, уравновешивающим долгосрочный уровень реального выпуска с совокупным спросом6.

Определение объема национального выпуска продукции в краткосрочном периоде иллюстрирует рис. 17.2, на котором мы снова строим график совокупного спроса как функции выпуска для фиксированных уровней реального валютного курса, налогов, инвестиционного спроса и государственных закупок. Пересечение (в точке 1) прямой совокупного

спроса и прямой, проведенной под углом в 45° из начала координат (уравнение D = У), дает нам единственный уровень выпуска продукции У, при котором совокупный спрос равен выпуску. С помощью рис. 17.2 выясним, почему выпуск имеет тенденцию устанавливаться в краткосрочном периоде на уровне У1. При уровне производства У2 совокупный спрос (точка 2) больше выпуска. Поэтому фирмы увеличивают производство, чтобы удовлетворить этот избыточный спрос. (Если бы они не делали этого, им пришлось бы покрыть избыточный спрос из своих запасов, тем самым сокращая инвестиции ниже желаемого уровня /.) Таким образом, выпуск расширяется до тех пор, пока национальный доход не достигнет Y . В точке 3 имеется избыточное предложение национальной продукции, и фирмы оказываются в положении невольно накапливающих запасы (невольно увеличивая расходы на инвестиции сверх желаемого их уровня). Если запасы начинают наращиваться, фирмы сокращают производство; только при падении выпуска до У1 фирмы будут удовлетворены уровнем своего производства. И снова выпуск установится в точке 1, в которой выпуск в точности равен совокупному спросу. При этом краткосрочном равновесии и потребители и фирмы, и правительство, и иностранные покупатели национальной продукции могут реализовать свои желаемые расходы таким образом, что нереализованного выпуска не останется. Равновесие рынка выпуска в краткосрочном периоде: кривая DD Теперь, когда мы понимаем, как устанавливается уровень производства при данном реальном валютном курсе ЕР*/Р, посмотрим, каким образом в краткосрочном периоде одновременно устанавливаются валютный курс и выпуск продукции. Чтобы понять этот процесс, необходимы два элемента. Первый элемент, рассмотренный в этом параграфе,

взаимосвязь производства и валютного курса (кривая DD), которая должна сохраняться в условиях равновесия рынка выпускаемой продукции. Второй элемент, рассматриваемый в следующем параграфе, есть взаимосвязь производства и валютного курса, которая должна сохраняться в условиях равновесия национального денежного рынка и международного валютного рынка (т.е. рынков активов). Как мы увидим, оба этих элемента являются необходимыми, так как экономика в целом находится в равновесии лишь тогда, когда в равновесии пребывают и рынок выпускаемой продукции, и рынок активов.