История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Специфические факторы производства и распределение доходов

Как мы видели в гл. 2, внешняя торговля может быть выгодной для всех ее участников. Тем не менее, на протяжении всей истории правительства защищали те или иные отрасли хозяйства от иностранной конкуренции. Например, несмотря на официальную приверженность свободе торговли, США сегодня ограничивают импорт стали, текстильных товаров, сахара и ряда других продуктов. Если внешняя торговля так хороша для экономики, то зачем все эти ограничения? Чтобы разобраться во внешнеторговой политике, надо изучить последствия торговли не просто для всей страны в целом, а с учетом распределения доходов внутри нее. Модель внешней торговли Рикардо, рассмотренная в гл. 2, показывает потенциальные выгоды от торговли. В этой модели торговля ведет к такой специализации каждой страны, когда вся рабочая сила перемещается из тех отраслей, где труд используется сравнительно неэффективно, в отрасли, где он дает большую отдачу. Поскольку труд в этой модели единственный фактор производства и предполагается, что его перелив из отрасли в отрасль происходит беспрепятственно, то здесь нет возможности для кого-то понести убытки из-за торговли. Модель Рикардо тем самым предполагает, что не просто все страны выигрывают от торговли, но и каждый индивид получает выгоду, потому что торговый обмен никак не затрагивает распределение доходов. В действительности, однако, торговля серьезно влияет на распределение внутри страны, т.е. на практике выигрыши от нее распределяются часто неравномерно. Есть две причины, объясняющие, почему внешняя торговля сильно влияет на распределение доходов. Во-первых, ресурсы не могут перемещаться между отраслями немедленно и без дополнительных издержек. Во-вторых, отрасли различаются по применяемым факторам производства: изменение в наборе товаров, производимых в стране, скорее просто сократит спрос на одни факторы производства и повысит его на другие. По этим двум причинам внешняя торговля "не всегда бывает столь уж однозначно выгодной, как об этом говорилось в гл. 2. Хотя торговля и выгодна всей стране в целом, она может подчас, по крайней мере в краткосрочном плане, нанести ущерб значительным группам людей внутри страны. Рассмотрим для примера японскую политику в торговле рисом. В Японию почти не допускается импортный рис, даже несмотря на то, что нехватка земли делает его выращивание здесь намного более дорогим, чем в других странах (включая США). Безусловно, вся Япония в целом выиграет, если будет свободный импорт риса. Но японские производители риса понесут ущерб от свободной торговли. Хотя в условиях полной занятости в Японии разорившиеся из-за импорта фермеры, возможно, и найдут работу, для них это будет сопряжено с расходами и неудобствами. Более того, цена земли упадет в ходе снижения цен на рис. Неудивительно, что японские производители риса яростно сопротивляются свободной торговле в этой сфере, а их организованная политическая оппозиция весит больше, чем потенциальные выгоды, которые вся страна в целом получит от торговли. Реалистичный анализ торговли должен идти дальше модели Рикардо и учитывать ее последствия для распределения доходов. В этой главе рассматривается особая модель, известная как модель специфических факторов, куда весьма удачно интегрировано распределение доходов.

Модель специфических факторов

Модель специфических факторов разработана Полом Самуэльсоном и Рональдом Джонсом1. Как и модель Рикардо, она рассматривает экономику, где производятся два товара, и труд может быть использован только в двух отраслях. Но в отличие от рикардианской эта модель допускает существование иных факторов производства помимо труда. И если труд является мобильным фактором, который может перемещаться из отрасли в отрасль, то остальные факторы имеют специфический характер, позволяющий использовать их при производстве товаров лишь в определенных отраслях.